Rambler`s Top100
Тема дня
 1 августа 2002 г.
Совместно с NEWSru.com
Концепция о 25 процентах
Дорогие друзья! Проект NTVRU.com "Тема?дня" возобновит работу в первых числах августа.
Глава российского правительства Михаил Касьянов 18 июля одобрил концепцию развития автомобильной промышленности, согласно которой таможенные пошлины на все ввозимые автомобили составят 25%. Вне зависимости от их возраста.

Ранее предлагалось довести размер пошлин на новые автомобили до 35%, а ввоз автомобилей старше семи лет по сути совсем запретить. Касьянов, однако, отверг эти предложения, поскольку "правительство не может решать проблемы отрасли за счет потребителей".

Главной целью концепции провозглашается интеграция российского автопрома в международную автомобильную отрасль, а также выпуск техники, соответствующей мировым требованиям экологии и безопасности.

Напомним, что концепция развития российского автопрома, более известная в народе как "повышение цен на иномарки", активно обсуждалась почти год. В течение этого времени правительство на своих заседаниях успело рассмотреть несколько вариантов, повышения таможенных пошлин.

Например, предлагался дифференцированный подход, заключавшийся в том, чтобы иномарки старше семи лет облагались 35% пошлиной, что делало покупку и официальный ввоз в страну этих машин бессмысленными. При этом пошлины на новые автомобили иностранного производства предполагалось увеличить не столь радикально.

Понятно, что такой вариант развития событий был бы особенно на руку отечественным автопроизводителям, поскольку именно семи- восьмилетние "немки" и "японки" составляют реальную конкуренцию продукции "АвтоВАЗа", "ГАЗа" и "ИжМАШа": находясь в одной ценовой нише с новыми "Жигулями" и "Волгами", они явно превосходят их по надежности, динамическим характеристикам, безопасности, богатству комплектации.

Одним из аргументов в пользу введения запретительных пошлин, был тот, что старые иномарки сильно загрязняют окружающую среду и менее приспособлены для эксплуатации в российских условиях. Правда он не прошел. Да и как можно говорить о превращении России в "свалку автомобильных отходов", если машины, о которых идет речь, в подавляющем большинстве оборудованы инжекторной системой питания, в то время, как заднеприводные "Жигули", часть автомобилей ВАЗ "восьмого" семейства, частично "Нивы", "Волги" и "Оды" ? карбюраторные, то есть значительно сильнее загрязняют воздух вредными выхлопами.

Между тем, на время удача почти улыбнулась отечественным автопроизводителям: возрастной ценз был повышен до пяти лет. Затем чаша весов качнулась в обратную сторону, возраст "запрещенных" иномарок вновь вернули к исходной цифре, а проект отправили на доработку?

Но вот правительство наконец определилось с пошлинами, автомобилисты, устраивавшие во время длительного обсуждения концепции развития российского автопрома акции протеста, в принципе могут праздновать победу. Как в свое время Борису Немцову не удалось пересадить всех чиновников на "Волги", так сейчас автолоббистам не удалось заставить ездить всех среднесостоятельных граждан на "зубилах" и "баржах". Но не все так хорошо.

Введение фиксированной ставки таможенных пошлин вряд ли приведет к снижению цен на старые автомобили иностранного производство, оно отменяет так называемую "растаможку по кубикам" (исчисление пошлины на основе рабочего объема двигателя). А она позволяла физическим лицам значительно экономить при ввозе иностранного автомобиля в страну. С другой стороны подорожание иномарок не должно стать существенным, а правила взимания таможенных пошлин стали более логичными.

Наконец еще одно "но": Михаил Касьянов порекомендовал регулировать возрастной состав российского автопарка при помощи стоимости страховки, которая в скором времени станет обязательной для всех автовладельцев, а понятно, что чем старше автомобиль, тем дороже будет обходиться езда на нем. Правда подобная практика приведет не столько к уменьшению парка старых иномарок, сколько к падению цен на рынке. А значит, на улицах российских городов будет все больше появляться брошенных машин, которые не понятно как, кем и за чей счет надо будет утилизировать.

Архив
Зачем потребовалась концепция:
и кому она на руку
Российский автопром сегодня:
феномен и есть феномен
Перспективы российского автопрома:
зачем им деньги
Россияне, иномарки и пошлины:
результаты недавнего опроса
Что такое пошлина:
из жизни таможенных терминов
Галерея карикатур