Rambler`s Top100
Тема дня
 5 февраля 2004 г.
Совместно с NEWSru.com
= Исторические чтения =
Про безродных космополитов

Об одной антипатриотической группе театральных критиков

<...> В театральной критике сложилась антипатриотическая группа последышей буржуазного эстетства, которая проникает в нашу печать и наиболее развязно орудует на страницах журнала "Театр" и газета "Советское искусство". Эти критики утратили свою ответственность перед народом; являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма; они мешают развитию советской литературы, тормозят ее движение вперед. Им чуждо чувство национальной советской гордости.

Такого рода критики пытаются дискредитировать передовые явления нашей литературы и искусства, яростно обрушиваясь именно на патриотические, политически целеустремленные произведения под предлогом их якобы художественного несовершенства. Полезно вспомнить, что именно таким атакам идеологического противника подвергались в свое время творчество великого писателя Максима Горького, такое ценное произведение, как "Любовь Яровая" К.Тренева и др. <...>

("Правда" 28 января 1949 года)

До конца разоблачить антипатриотическую группу театральных критиков

Космополитизм - чуждость жизни и историческим интересам своего народа, холуйское преклонение перед буржуазной культурой Запада и столь же холопское непонимание великой ценности могучей русской национальной культуры и культуры других братских народов СССР. Космополит, злорадно хихикая, силится, во что бы то ни стало "обнаружить" ту или другую "параллель", ту или другую примету сходства явлений русской культуры с культурой Запада.

В подлом стремлении доказать, что культура русского народа "заимствована" у Запада, проявляется все ничтожество таких лжедеятелей культуры, людей без роду и племени, внутренней сущностью которых является помесь лакея Смердякова из "Братьев Карамазовых" и лакея Яши из "Вишневого сада", влюбленных "во все "заграничное". Космополитизм, презрен уже со времени своего зарождения, в нашу эпоху является прямым орудием черной империалистической реакции. <...>

("Литературная газета" 29 января 1949 года)

На чуждых позициях

<...> Только люди чуждые советскому обществу, безродные космополиты, лишенные священного чувства любви к Родине, к родной культуре могут отрицать передовую роль и великое преобразовательное значение советской литературы и искусства Вредоносные космополитические идейки людей такого рода наносят прямой ущерб интересам народа, интересам советской литературы и искусства.

Примером тому является "деятельность" группы театральных критиков, в которой объединились Ю.Юзовский, А.Гурвич, И.Альтман, А.Борщаговский, Е.Холодов (Меерович) Г.Бояджиев, Л.Малюгин, Я.Варшавский и др. Этой группе безродных космополитов не дороги интересы Родины, интересы советского народа. Зараженные упадочной идеологией буржуазного Запада, раболепствуя перед иностранщиной, они отравляют здоровую творческую атмосферу советского искусства тлетворным духом буржуазного ура-космополитизма, эстетства и барского снобизма.

Выступления этих эстетствующих антипатриотов, людей без роду, без племени, направлены против всего нового, передового в советской драматургии и театре. Эстетство - по природе своей - антинародно, антипатриотично, антинационально. <...>

("Культура и жизнь" 30 января 1949года)

Критика, враждебная народу

<...> Только люди, враждебны советскому народу, чуждые нашей социалистической Родине, лишенные чувства патриотизма, не любящие советскую культуру, могут выступать против лучших произведений советского искусства, принижать их значение, подрывать их авторитет.

Именно так поступали представители антипатриотической группы театральных критиков, стоявшей на позициях, враждебных советскому искусству, и объединявшей таких завзятых безродных космополитов, как Ю.Юзовский, А.Гурвич, И.Альтман, А.Борщаговский, Г.Бояджиев, Л.Малюгин, Я.Варшавский, Е.Холодов.

Эти буржуазные критиканы и их прихвостни, поставившие перед собой цель - срывать работу советских драматургов и театров, систематически шельмовать советских писателей, подвергать яростным атакам каждое новое произведение, появляющееся сценах наших театров. Почти все лучшие советские пьесы созданные после войны и получившие признание самых широких масс народа, были встречены яростными, наглыми, атаками антипатриотической группы. <...>

("Советское искусство" 5 февраля 1949 года)

На собрании ленинградских драматургов и критиков

<...> Спустя несколько дней после пленума правления ССП (Союза советских писателей) состоялось заседание ленинградского отделения Всероссийского театрального общества, посвященное обсуждению решений пленума по вопросам драматургии. На этом заседании наглядно выявилось, что вредные, антипатриотические идейки и теорийки, тормозящие дальнейшее развитие нашей драматургии, находили и находят своих апологетов в среде ленинградских театральных критиков и театроведов. <...>

("Литературная газета" 9 февраля 1949 года)

На собраниях в Малом театре и МХАТ СССР им. Горького

<...> В своем выступлении Е.Гоголева говорила о том значительном ущербе, который нанесла нашему искусству деятельность безродных космополитов. Б.Никольский, Л.Прозоровский и А.Дикий рассказывали, как упорно на протяжении многих лет антипатриотическая группа критиков пыталась сорвать работу Малого театра по созданию современного советского репертуара.

- Мудрая, вдохновляющая помощь партии пришла, как всегда, вовремя, и мы благодарно принимаем эту помощь, - сказал художественный руководитель театра К.Зубов. <...> Актеры и режиссеры МХТ с гневом и возмущением говорили в своих выступлениях о враждебной, антинародной деятельности воинствующих буржуазных эстетов, последовательно клеветавших на советскую драматургию, тормозивших развитие советского искусства. <...>

("Советское искусство" 12 февраля 1949 года)

Пигмеи и гиганты

Космополиты-пигмеи пытались подстрелить мхатовскую чайку. В музыке они замахивались критическими саксофонодубинками на великих русских композиторов-мелодистов.

В кино они мешали работать советским режиссерам и сценаристам, нагло размахивая перед объективом старой ковбойской шляпой американца Гриффита, подобранной на голливудской свалке.

В литературе критик-диверсант Данин палил из обреза по недогоновскому сельсовету, стремясь сбить красный флаг передовой советской поэзии. В изобразительном искусстве они, как черви, подтачивали холсты наших художников и лезли на мрамор наших скульпторов, оставляя омерзительные следы низкопоклонства перед заграницей.

*** Чем все это кончится, читателю понятно. Гиганты русского советского искусства останутся на своих местах, а от злобствующих пигмеев-космополитов останется ... пустое место.

("Крокодил" 10 марта 1949 года)


Архив
Биография Василия Шахновского:
специалист по связям с государством
Пункты обвинения:
о консультационных и информационных услугах
Суд и приговор:
а также изменение обстоятельств
Галерея карикатур