Rambler`s Top100
Тема дня
 6 сентября 2004 г.
Совместно с NEWSru.com
Ваххабизм классический:
у них и у нас

Ваххабизмом принято называть религиозное реформаторское движение середины 18 века. Оно было основано Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом (1703 - 1792) и поддержано Мухаммедом ибн Саудом, вождем племени анайза, населявшем район Эд-Диръия в Центральном Неджде.

Ибн Сауду и Ибн Абд аль-Ваххабу удалось объединить племена Неджда в религиозно-политическую конфедерацию, целью которой было распространение ваххабитского учения и власти Саудидов на территорию всего Аравийского полуострова. Сын Мухаммеда ибн Сауда, Абд аль-Азиз (годы правления 1765-1803), принял титул имама, что означало объединение в его руках как светской, так и духовной власти.

Под его руководством, а также при его сыне Сауде (годы правления 1803-1814) ваххабиты покорили Центральную и Восточную Аравию, вторглись в Ирак, Сирию и Оман и опустошили Хиджаз. Во втором десятилетии 19 века они были разбиты пашой Египта Мухаммедом Али, и в 1818 Ибрагим-паша, сын Мухаммеда Али, разрушил Эд-Диръию.

Однако в течение нескольких последующих лет ваххабитам, под руководством имама Турки (годы правления 1824-1834), удалось оправиться от поражения, основать новую столицу Эр-Рияд недалеко от Эд-Диръии и восстановить власть Саудидов над Недждом и Эль-Хасой.

В 1837-1840 ваххабиты вновь потерпели поражение от Мухаммеда Али, но им удалось восстановить свое положение под руководством сына Турки, Фейсала (годы правления 1834-1838, 1843-1865). В течение следующих трех десятилетий они играли ведущую роль в политической жизни Центральной и Восточной Аравии.

Власть династии Саудидов была восстановлена Абд аль-Азизом ибн Саудом (годы правления 1902v1953), позднее получившим известность под именем Ибн Сауда, который в 1901v1902 возвратился из изгнания и восстановил свою власть в Эр-Рияде. Позднее ему удалось изгнать Рашидидов из Неджда. В 1913 он выбил турок из Эль-Хасы.




На российском Северном Кавказе, проповедуя пуританские взгляды среди стремительно нищающего населения, недовольного стремительным обогащением и коррумпированностью связанного с государственным аппаратом традиционного духовенства, "ваххабиты" смогли увеличить свою численность от нескольких десятков человек в начале 90-х гг. до нескольких десятков тысяч в 1999 г. Появление радикального "ваххабитского" движения само по себе было ярко выраженным проявлением борьбы за власть под лозунгами ислама.


Архив
Чечня и "международный терроризм":
как менялись приоритеты
Северный Кавказ как пороховая бочка:
основные узлы противоречий
Почему так случилось:
основные версии трагедии
Галерея карикатур