Rambler`s Top100
Тема дня
 7 июля 2004 г.
Совместно с NEWSru.com
= Исторические чтения =
Заблудившийся истребитель

В Министерстве обороны СССР

4 июля в одной из авиачастей Северной группы войск при выполнении учебного полета над территорией Польской Народной Республики из-за неисправности авиационной техники на малой высоте советский военный летчик вынужден был катапультироваться с самолета-истребителя МИГ-23. Летчик жив. Самолет продолжал неуправляемый полет в западном направлении и упал на бельгийской территории. Советская сторона вступает в контакт с правительствами государств, через воздушное пространство которых прошел этот летательный аппарат.

("Красная звезда" 5 июля 1969 года)



Что случилось с МИГ-23М

<...> В связи с этим заместитель главнокомандующего Военно-Воздушными Силами генерал-полковник авиации А.Борсук рассказал корреспонденту ТАСС: - Самолет пилотировал военный летчик 1-го класса полковник Н.Скуридин. Я разговаривал с ним по телефону. Он уже прошел медицинское обследование после катапультирования, признан здоровым. Летчик опытный. <...> - Для полковника Скуридина это был первый летный день после отпуска. Как и положено, с целью восстановления навыков техники пилотирования он сначала совершил контрольный полет на учебно-боевом самолете-"спарке". В 11.18 вылетел самостоятельно для отработки упражнения на пилотаж. На борту имелся боекомплект снарядов для 28-миллиметровой пушки. Других боеприпасов не было. По докладу летчика после взлета при работе двигателя на форсажном режиме на высоте около 130 метров он услышал хлопок в районе воздухозаборника, ощутил падение тяги двигателя, снижение самолета. Определил также уменьшение оборотов двигателя и скорости Летчик доложил руководителю полетов об отказе двигателя и на высоте около 100 метров катапультировался.

Подполковник Балыкин после доклада летчика наблюдал погасание пламени форсажа и дымление за двигателем, а также проседание самолета. После катапультирования самолет прекратил снижение и на предельно малой высоте на удалении 4 - 6 километров скрылся из его поля зрения. Развитие аварийной ситуации на взлет предположительно можно объяснить так: самопроизвольное выключение форсажа привело к резкому уменьшению тяги, скорости, высоты полета и было воспринято летчиком как отказ двигателя. В дальнейшем самолет, находясь в положении "стабилизации" на бесфорсажном режиме работы двигателя, продолжал полет до полной выработки топлива, пролетев около 900 километров. <...>

("Красная звезда" 6 июля 1989 года)



Гром с ясного неба

<...> В 12.00 исполняющий обязанности командующего авиацией Северной группы войск генерал-майор авиации В.Огнев доложил в Москву командованию ВВС о летном происшествии, о том, что катапультировавшийся летчик жив, что принимаются меры к расследованию случившегося. "А где упал самолет?" - спросила Москва. "Упал в море, никакого ущерба при этом не причинил". Имелось в виду, что не угодил, мол, ни на корабль, ни на рыбацкую лодку.

А спустя некоторое время, как гром среди ясного, погожего неба, пришла весть о падении советского военного самолета в Бельгии. Как сообщил из Брюсселя наш корреспондент Ю.Харланов, в 10.55 по местному времени жители деревни Койгем, расположенной между бельгийскими городами Кортрейком и Турне, услышали грохот взрыва, а затем еще несколько детонаций. Прибежавшие на место свидетели с изумлением увидели, что на ферму, принадлежащую семье Деларе, обрушился самолет. Из развалин торчал его хвост с опознавательным знаком советских военно-воздушных сил. В доме в тот момент находился 18-летний сын хозяина Вид Деларе. Он погиб.

И еще одна подробность. Два американских истребителя, взлетевшие с базы Сустерберг, что в Голландии, обнаружили и сопровождали наш МИГ на высоте более 10 тысяч метров. Увидев, что кабина летчика пуста, фонарь сброшен, оба F-15 удалились... <...>

("Правда", 6 июля 1989 года)

МиГ: еще один МИГ?

4 июля в 9 час. 44 мин. американские наблюдательные службы засекли перелетающий границу воздушного пространства между Восточной и Западной Германией МиГ-23. В 10.05 его перехватили два самолета американских ВВС, и тут американские летчики обнаружили, что МиГ летит без пилота. В таких случаях обычно дают приказ сбить самолет, но полет шел над густонаселенными районами. В конце концов, в 10.37 самолет рухнул на деревню Беллегем близ Кортрийка (Бельгия) чуть-чуть не долетев до бельгийско-французской границы, за которой в непосредственной близости, прямо по курс лежал Лилль. Не пострадал большой город, не заполыхала вся деревня - разрушен один единственный дом. Но родителям юноши, чей обгорелый труп найден под развалинами родного дома, не легче от того, что больше жертв нет. <...> Правительства Бельгии и Голландии направили СССР ноты протеста: советское командование обязано было н е м е д л е н н о уведомить об этом полете все страны, для которых самолет мог представлять опасность.

Несмотря на трагизм происшедшего МиГ, впервые "сбежавший" на Запад без летчика, конечно, стал для французов предметом острот. Мы, в свою очередь не исключаем, что реальный МиГ погнался в авангарде пропагандистских МИГов - мирных инициатив Горбачева. А если придерживаться популярной концепции о консервативных силах, угрожающих Горбачеву в частности в армии, где (где, действительно, вряд ли забыли чистку после другого полета - "Сесны" Матиаса Руста), то можно выдвинуть и такую полуфантастическую версию, согласно которой военно-воздушные маршалы выстрелили МиГом по МИГам, приурочив удар по "общеевропейскому дому" к дню, когда Французская республика встречала автора бесчисленных мирных инициатив. <...>

("Русская Мысль" 7 июля 1989 года)


Архив
Биография Владимира Кулистикова:
всегда в движении
Свобода, вклад и СиМ:
сами о себе
Очередная смена руководства:
мотивы и слухи
Галерея карикатур