Rambler`s Top100
Тема дня
 11 ноября 2002 г.
Совместно с NEWSru.com
Проблема Калининграда:
как ловко ее свели к бумагам

В настоящее время безвизовый транзит остался только для пассажиров скорых поездов Москва-Калининград. Для остальных для транзита через Литву в Калининград необходимо получить в литовском посольстве транзитную визу. Минимальный срок оформления в посольстве - 7 дней. Необходимо сдать 1 анкету и 1 фотографию. Анкеты выдаются на русском языке. Консульский сбор за транзитную визу - 5$ США ( в зависимости от вида визы).

ФОТО1 В 2004 году планируется принятие Литвы и Польши в ЕС и распространение на их территорию правил Шенгенской зоны. Россиянам для пересечения этой зоны полагается получать транзитную визу.

Россия первоначально настаивала на безвизовом транзитном режиме. То есть жители анклава должны свободно уезжать и приезжать по специальным автомобильным и железнодорожным коридорам, в рамках которых, например по железной дороге, поезд проходил бы по территории Литвы без остановок.

ЕС не раз подчеркивал комплексный характер проблем, связанных с Калининградской областью. И, не умаляя значения свободного транзита людей и товаров, европейцы хотели бы, чтобы он не заслонял сотрудничество в других сферах - в экономическом развитии области, защите окружающей среды и обеспечении здоровья населения, эффективном пограничном управлении, борьбе с организованной преступностью. Ведь все это также имеет самое непосредственное отношение к тому, как сложится будущее российского анклава в Центральной Европе. Причем ЕС говорит о готовности оказать и финансовое содействие области.

По данным СМИ, российские представители в ходе переговоров с ЕС уже предлагали освободить от виз только пассажиров скоростных поездов, следующих прямым транзитом через Литву и Белоруссию.

Европейская Комиссия высказала точку зрения: для этого пока отсутствуют необходимые условия. Во-первых, литовские власти, считает Европейская Комиссия, не могут быть лишены права отказать кому-либо во въезде и осуществлять контроль во время транзита, а во- вторых - сами поезда и железнодорожные пути нуждаются в реконструкции. К изучению этого вопроса ЕС предлагает вернуться после вступления Литвы в Европейский Союз.

Таким образом, введение безвизового режима между ЕС и РФ в Европе объявили делом довольно далекого будущего, но "не отказались" изучить это предложение. То есть, европейская сторона предполагает, что представляется возможным обсудить меры, которые Россия предпринимает для укрепления законности, проблему борьбы с организованной преступностью, обеспечение безопасности российских границ.

Последний аспект, по мнению Европейской Комиссии, представляет интерес для двустороннего сотрудничества, ведь чем лучше будет охраняться граница, тем эффективнее можно противостоять трансграничной преступности и незаконной иммиграции. Да и в борьбе с терроризмом, представляющим ныне поистине глобальную угрозу, это тоже сослужит добрую службу.

Что касается транзита товаров как железнодорожным, так и автомобильным транспортом, то в этой сфере Европейская Комиссия предлагает возможно более широко использовать уже существующие международные конвенции. Речь идет о двух соглашениях - COTIF (железнодорожный транспорт) и TIR (автомобильный транспорт), которые позволяют свести к минимуму необходимые бюрократические процедуры. В частности, Комиссия полагает возможным для транзита по железной дороге принять уже существующую российскую документацию, чтобы не создавать для перевозчиков дополнительных сложностей.

Особняком стоит вопрос о приграничном сообщении между российским анклавом и соседними странами, что называется, без заезда в Россию, то есть о том, что принято именовать малым приграничным сообщением. Этот аспект Европейская Комиссия предполагает вынести на рассмотрение Европейского Совета: он относится ко всей внешней границе ЕС и к нему нельзя подходить изолированно.

Разработку предложенного комплекса мер осуществляли три члена Европейской Комиссии - Крис Паттен, отвечающий за внешние связи, Антониу Виторину, курирующий вопросы юстиции и внутренних дел, и Гюнтер Ферхойген, ведущий вопросы расширения.




Архив
Договоренность по Калининграду:
новый проездной за бугор
Отношения Россия - ЕС:
направления и перспективы
Столица Бельгии и "евробюрократов":
Брюссель вчера и сегодня
Что такое Евросоюз:
уже не организация, еще не государство
Галерея карикатур