Rambler`s Top100
Тема дня
 18 июля 2002 г.
Совместно с NEWSru.com
Зачем потребовалась концепция:
и кому она на руку

Утвержденная 18 июля премьер-министром РФ Михаилом Касьяновым концепция развития автомобильной промышленности содержит анализ ситуации на российском автомобильном рынке. Теперь решение о размере таможенных пошлин должно быть одобрено на одном из заседаний правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, а затем утверждено постановлением правительства РФ.

В департаменте правительственной информации, утверждается, что потребность внутреннего рынка по легковым автомобилям удовлетворена на 70-75 процентов, а по грузовым - на 85-90 процентов.

Концепция предусматривает, что к 2010 году ежегодно будет продаваться 2,5 млн. автомобилей. Таким образом, их количество к этому сроку с 21 млн. в настоящее время увеличится до 33 млн. штук.

В 2001 году в России было продано 1 млн. 400 тыс. автомобилей, из них 900 тыс. - отечественного производства, а из оставшихся зарубежных автомобилей - более 100 тыс. новых иномарок.

При этом, в том же году в Россию было ввезено 115 000 автомобилей иностранного производства на общую сумму в 950 миллионов долларов. Из 115 000 автомобилей, 105,2 тысячи были завезены в страну из стран дальнего зарубежья, тогда как из стран СНГ в Россию ввезли лишь 9,6 тысяч автомобилей. Средняя таможенная стоимость одного автомобиля составила 8 260 долларов. В то же время, грузовых автомобилей за прошлый год в Россию ввезли в количестве 19,4 тысяч автомобилей на сумму 205,6 миллиона долларов.

По мнению специалистов ГТК, столь существенные объемы импорта автомобилей во многом объясняются повышением платежеспособного спроса в стране, ростом инвестиций и реальных доходов населения.

Вместе с тем, за 2001 год на экспорт было поставлено 98 600 легковых автомобилей, из которых на страны дальнего зарубежья пришлось 65,4 тысячи автомобилей, на общую сумму в 300 миллионов долларов, а также 19,8 тысяч грузовиков.

А по предварительным прогнозам объемы импорта автомобилей в 2001 году должны были составить всего около 80 тысяч автомобилей

Проблема пошлин


Наибольший интерес и самые ожесточенные споры вызывал вопрос повышения ввозных пошлин на иномарки. В подписанном Касьяновым документе он был решен следующим образом. На все иномарки, вне зависимости от их вида и возраста, устанавливается единая ввозная пошлина размером в 25%.

Она будет действовать в течение семи лет - в течение переходного периода вступления России в ВТО. А для того, чтобы в России стало невыгодно содержать старые автомобили, решено ввести повышенные размеры страховых взносов на все автомобили, включая и российские, старше семи лет.

На сегодняшний день в России насчитывается 4,6 млн. иномарок, предполагается, что к 2010 году их количество возрастет до 8 млн. штук.

В 2001 году в Россию было ввезено 115 000 автомобилей иностранного производства на общую сумму в 950 миллионов долларов. Из 115 000 автомобилей, 105,2 тысячи были завезены в страну из стран дальнего зарубежья, тогда как из стран СНГ в Россию ввезли лишь 9,6 тысяч автомобилей. Средняя таможенная стоимость одного автомобиля составила 8 260 долларов.

А всего за последние пять лет из-за нелегального (с нарушением таможенных правил) ввоза в Россию иностранных автомобилей страна как бы недополучила 200 млн. долларов. Как предсказывают аналитики, при сохранении прошлогодних тенденций, к концу 2002 года иномарки составят уже более 30 процентов всех проданных в России автомобилей.

Кому вредят подержанные иномарки


Требования повысить пошлины на подержанные иномарки стали особенно слышны в последние три-четыре года. В качестве основного аргументы при этом выдвигалось утверждение об их экологической вредности.

При этом попытки правительства ограничить импорт подержанных иномарок обозреватели обычно относили на счет лоббистских усилий отечественного автопрома, поскольку примерно к этому времени несколько олигархов, владельцев крупных корпораций, состоящих из предприятий сырьевой промышленности, двинулись скупать автомобильную промышленность. Так, в 2000-2001 гг. Алексей Мордашов ("Северсталь") купил УАЗ, Олег Дерипаска ("Русал") - ГАЗ. Приобретались и смежные производства.

Кроме того, растущий импорт "секонд-хэнда" начал представлять угрозу угрозы для официальных дилеров, продающих в России новые иномарки.


Архив
Российский автопром сегодня:
феномен и есть феномен
Перспективы российского автопрома:
зачем им деньги
Россияне, иномарки и пошлины:
результаты недавнего опроса
Что такое пошлина:
из жизни таможенных терминов
Галерея карикатур