Rambler`s Top100
Тема дня
 18 июля 2002 г.
Совместно с NEWSru.com
Перспективы российского автопрома:
зачем им деньги

Все началось в июне 2001 года, когда в Кремле был проведен посвященный проблемам автопрома круглый стол под председательством Владимира Путина. Там и было решено всемерно поддержать отечественного производителя, хотя, как оговорился президент, не за счет права потребителя "иметь качественную импортную технику".

Эксперты Минпромнауки, создававшие проект концепции развития автомобильной промышленности России, в частности, предлагают резко усилить государственную поддержку НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в области новых технологий и конструкторских решений в области автомобилестроения. На эти цели им хочется получать от 1 до 2 миллиардов рублей из бюджета.

Это должно помочь российским производителям выпускать более конкурентоспособную продукцию, в то время когда западные, а также японские и корейские автогиганты закидывают рынок перспективными новинками.

Также предлагалась стратегическая линия: увеличить ежегодное производство легковых машин на 300 тыс. к 2006 г. В противном случае Россия совсем отстанет от передовых стран, где на тысячу человек приходится более трехсот автомобилей, а у нас - чуть более 130. При этом более половины этих машин "возрастом" более 10 лет, в то время как в США такой контингент составляет 30%, а в развитых странах Европы - 20-25%.

Концепция предусматривает, что к 2010 году ежегодно будет продаваться 2,5 млн. автомобилей. Таким образом, их количество к этому сроку с 21 млн. в настоящее время увеличится до 33 млн. штук. На сегодняшний день в России насчитывается 4,6 млн. иномарок, предполагается, что к 2010 году их количество возрастет до 8 млн. штук.

Кроме того, к 2010 году отечественные производители должны полностью привести свою продукцию к жестким требованиям евростандартов, а средняя цена новых машин будет в пределах 8-10 тыс. долл.

С учетом того, что российское население не растет, сокращается, из этого следует, что количество легковых автомобилей на 1 тысячу жителей увеличится к 2010 году с нынешних 140 до 245 машин.

Откуда деньги


Российский инвестор пока не способен сделать полномасштабные вложения в отрасль, а западный не хочет этого делать, не доверяя российскому рынку. Совместный проект "АвтоВАЗ" с GM "Шевроле-Нива", который еще реально не заработал, и построенный во Всеволжске завод компании Ford - это только первые вехи возможного широкого сотрудничества.

Пока же аналитики Минпромнауки и Минэкономразвития предсказывают значительный - в несколько раз - рост доходов российского населения в ближайшие двадцать лет. А это означает рост покупательной способности, интерес к более дорогим машинам.

Если сейчас средний автолюбитель готов выложить за едва ли более 5 тысяч долларов (то есть меньше стоимости новой "десятки"), то к 2010 г. его возможности будут практически в два раза больше.

Правда, по цене 8-10 тыс. долл. сейчас в РФ можно купить из новых только узбекско-корейскую Daewoo Nexia да "французскую" (собираемую в Турции) Renault Clio Symbol.

Все остальные машины, даже если их сборку перенести в Россию и частично перейти на российские агрегаты, едва ли удастся понизить в цене до этой категории. Поэтому у отечественного автопрома появится большой соблазн повысить цены на свою продукцию, причем не сильно обновляя модельный ряд (на что средств все равно не хватит).

А, например, "АвтоВАЗ" действительно обещал в ближайшие пять лет заменить все устаревшие карбюраторные двигатели на "классике" на инжекторные. Но это будет лишь формальное приведение отечественной продукции к экологическим нормам "Евро-3".

Таким образом, по мнениею специалистов, насчет роста качества и соответствия евростандартам, которые предсказывает Минпромнауки, не все просто.


Архив
Зачем потребовалась концепция:
и кому она на руку
Российский автопром сегодня:
феномен и есть феномен
Россияне, иномарки и пошлины:
результаты недавнего опроса
Что такое пошлина:
из жизни таможенных терминов
Галерея карикатур