Rambler`s Top100
Тема дня
 31 августа 2003 г.
Совместно с NEWSru.com
Аварии на танкерах:
вероятность 0,4 на 1000 рейсов

Слово "танкер" (англ. tanker) происходит от tank - цистерна. Так называют судно для перевозки жидких грузов (нефть, кислоты, расплавленная сера, растительное масло и т. д.) в судовых цистернах (танках). Танкеры принадлежат к числу самых больших судов: длина более 350 м, дедвейт (полная грузоподъемность) 500 тыс. т.

Если еще в 1960-х годах водоизмещение танкеров составляло не более 200 тыс. т, теперь оно выросло до 500 тыс. т и даже до 1 миллиона т.

Танкерный флот обеспечивает транспортировку половины добываемой на мировом шельфе нефти. А в мире добывают около 2,2 миллиарда тонн нефти в год, причем в море v около 440 миллионов тонн. Ее транспортировка на танкерах (ежегодно по 1,5 млрд т), конечно же, не обходится без аварий. А это - гибель многих обитателей морей и океанов, загрязнение пляжей и т.д.

Аварии танкеров относятся к числу так называемых техногенных катастроф, причина которых v в хозяйственной деятельности людей, часто связанной с принятием непродуманных решений, халатностью, а иногда просто с непрофессионализмом и незнанием природных закономерностей.

Также к их числу относятся кораблекрушения, крушения поездов, авиакатастрофы, обрушения зданий, мостов и др.

Техногенные экологические катастрофы, вызванные разливами нефти при авариях на танкерах, относятся к числу наиболее распростарненных.

По данным международной организации ИМКО, только в 1970 г. в моря и океаны попало около 5 млн т нефти, сейчас эта цифра увеличилась. Причем эта опасность растет с увеличением тоннажа танкеров и их количества

По подсчетам специалистов, общая вероятность аварии равна 0,4 на 1000 рейсов. Вероятность риска разлива принимается равной 0,05 на 1000 рейсов в открытом море и 0,25 в опасных местах. С учетом вероятной частоты аварии с посадкой на мель и столкновением средний размер нефтяного разлива может быть оценен как 1/48 от количества перевозимой за рейс нефти.

Например, в районе Британских островов ежегодно жертвами таких катастроф оказываются от 50 до 250 тыс. морских птиц.


Впервые серьезное загрязнение океана нефтью произошло при гибели супертанкера "Торри Каньон" в 1967 г. Он перевозил 119 328 т сырой нефти. Авария произошла днем при относительно спокойном море. Вся нефть оказалась в море.

Причина аварии v в халатности и непрофессионализме капитана. Но и попытка устранения нефтяного загрязнения причинила не меньше вреда морским обитателям. Спустя 12 ч после катастрофы были применены различные детергенты (растворители), способные связывать нефть. В море вылили более 13,5 тыс. т высокотоксичного препарата ВР 1002.

Для всего живого в море он оказался страшнее нефти. В районе аварии у крабов отпадали конечности и они умирали, попадались мертвые омары. Погибли морские ежи, моллюски; морские собачки, прилипалы, песчаные угри, многие другие рыбы. В прибрежной зоне погибли все мидии.


Архив
Классификация катастроф в РФ:
правительственный документ
Что такое нефть:
немного химии, геологии и истории
= Исторические чтения =
Покушение на вождя
Галерея карикатур