Rambler`s Top100
Тема дня
 23 февраля 2004 г.
Совместно с NEWSru.com
История отношений России с Европой:
от простого к сложному

Взаимоотношения между Европейским Союзом и современной Россией имеют короткую историю.

Несмотря на то, что бывший Советский Союз и в недалеком прошлом Европейское Экономическое Сообщество были по своему географическому расположению соседями, ни с одной, ни с другой стороны не было предложений о сотрудничестве. ЕЭС и СССР имели абсолютно разное устройство экономики, разные политические режимы, по-разному выдели строение гражданского общества в своих государствах. Советский Союз противостоял Соединенным Штатам Америки, Европейское Сообщество было ближе к США, дальше от СССР.

После подписания Совместной декларации, 19 декабря 1989 г. СССР заключает Соглашение о торговли и сотрудничестве с Европейскими Сообществами. Оно предусматривало устранение Сообществом количественных ограничений на импорт из Советского Союза товаров (за исключением угля и стали, текстиля).

На заседании Европейского Совета в Риме 14-15 декабря 1990 г. было достигнуто соглашение о финансовой поддержке Европейскими Сообществами экономических реформ в СССР. Для реализации этой цели была создана программа ТАСИС, направленная на помощь республикам бывшего СССР и Монголии в их переходе от плановой к рыночной системе хозяйствования.

Сегодня не приходится говорить, о том, чтобы Россия стала членом Европейского Союза. Несмотря на то, что ЕС сейчас готовится к расширению, включению в свой состав новых государств, процесс вступления в ЕС очень сложен.

Вход в ЕС - рубль, выход - два

Евросоюз ставит перед государствами, желающими к нему присоединиться ряд требований, касающихся политической системы государства, экономики, признания государства правовым, участия государства в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 года). Часть требований для России реально исполнима. Но все-таки главным требованием по своему значению является экономика. Именно взаимовыгодная экономическая заинтересованность стран участниц Евросоюза дала возможность объединения.

Присоединение к Евросоюзу не несет автоматических выгод, кажущихся очевидными, особенно в области общего рынка, таможенного союза и др. Поэтому при вступлении в Евросоюз требуется время для достижения экономического роста. Вступление в Евросоюз связано с большими материальными затратами, как для государств, желающих вступить, так и для самого Евросоюза.

Россия же не имеет свободных средств для того, чтобы заниматься вступлением в Евросоюз. Наша экономика к этому не готова. Но с другой стороны, Россия и Евросоюз имеют общие интересы.

Европейский Союз - крупнейший внешне-экономический партнер России (в особенности торговый партнер - торговля с ЕС для России составляет 35% внешнеторгового оборота).

Но до сих пор сохраняется значительная асимметрия в торговом обороте, при которой экспорт в страны ЕС, составляющий порядка 36% всего объема российского экспорта, не превышает 3,5% импорта, поступающего в страны Общего рынка. Последний отчет российского Министерства экономического развития и торговли показывает, что нет и положительных изменений в товарной номенклатуре: в экспорте из России более 60% приходится на сырье и полуфабрикаты (из них 52% - на энергоносители), а в импорте из ЕС более 42% составляют машины, оборудование и транспортные средства.

Заметно затормозились переговоры с Европейским союзом о присоединении России ко Всемирной торговой организации. После прозвучавших весной заявлений о том, что вступление в ВТО может быть отложено до 2006-2007 гг. и уж точно не состоится в ближайшие год-полтора, российские и европейские переговорщики значительно снизили темп поиска компромиссных решений. Наиболее спорными по-прежнему остаются вопросы, связанные с разницей внутренних и экспортных цен на российские энергоносители, с допуском европейских компаний в российскую сферу услуг и на рынок отдельных промышленных товаров.

Отношения эпохи застоя

Застой заметен и в политических отношениях на высшем уровне. Отсутствие прогресса в конкретных делах порождает усталость европейских партнеров России от бесконечных политических деклараций. Более сдержанно относится ЕС к "диалогам на высоком уровне" с Москвой. Подтверждение - скромный формат последнего заседания Совета сотрудничества в апреле 2003 г. На этой встрече только Россия была представлена министром иностранных дел, а страны ЕС обошлись вторыми и третьими лицами.

Настойчивые предложения Москвы рассмотреть вопрос о введении безвизового режима передвижения между Россией и ЕС воспринимаются в Европе как несодержательная политическая риторика.

Внутренний раскол в Европейском союзе по вопросу об Ираке косвенно сказался и на сотрудничестве России и ЕС в сфере международной безопасности. Военный успех американо-британской компании против Багдада убедил Москву в том, что только США являются серьезным игроком на международной арене.


Архив
Расширение ЕС:
десять стран-новичков
Варшавский договор:
упразднен и забыт
Россия - ЕС:
список претензий растет
Галерея карикатур