Rambler`s Top100
Тема дня
 23 мая 2001 г.
Совместно с NEWSru.com
Помощь по-немецки:
страхуют себя

О какой германской помощи России идет речь? Какая из компонент двусторонних экономических отношений может считаться помощью? В чем ее значение для экономики России?

Германия как партнер и кредитор


Важность отношений с Германией для России в первую очередь заключается в том, что в настоящее время эта страна - важнейший торговый партнер России и наш основной кредитор.

ФОТО1 В первой половине 90-х годов на долю Германии пришлось более 50 % всех средств (инвестиций, кредитов и безвозмездной помощи), поступивших в России с Запада (см. данные тут).

В свою очередь, Российская Федерация в 1998 году занимала 14-е место в списке внешнеторговых партнеров Германии, а в 1999 году, после резкого сокращения импорта из Германии (его объем снизился на 53,4%), - 20-е место.

Последствия августовского кризиса 1998 года привели к резкому падению объемов германского экспорта в Россию (1998: -11,7%; 1999: -31,8%). Однако, начиная с 2000 года наметилась обратная тенденция (январь-июнь 2000: германский экспорт в Россию увеличился на 43,8%, импорт из России вырос на 86,7%).

Сальдо торгового баланса отражает это состояние дел: традиционно внешнеторговый баланс складывается в пользу России (то есть Россия больше продает в Германию, сем покупает), и этот показатель существенно вырос (в первом полугодии 2000 года объем импорта из России превысил германский экспорт в Россию на сумму в 7,279 миллиардов немецких марок).

Что еще плохо


Немцы считают, что потенциал развития германо-российской торговли до сих пор используется не в полном объеме.

ФОТО2 Одна из причин этого заключается в диспропорции товарной структуры двусторонней торговли: Россия экспортирует преимущественно сырье и энергоносители - так, она является крупнейшим поставщиков газа для Германии (одна треть германского импорта газа и 20% импорта нефти приходятся на долю России), - в то время как Германия экспортирует в первую очередь машины и готовую продукцию.

Это является препятствием для роста объемов двусторонней торговли. С одной стороны, сырье и энергоносители больше подвержены резким колебаниям цен на мировых рынках, с другой стороны, спрос на них в Германии растет не такими быстрыми темпами, как совокупный социальный продукт.

Поэтому наиболее динамично внешняя торговля Германии развивается с теми странами, которые имеют сравнимую с германской структуру экспорта и импорта, например, с другими государствами ЕС или Соединенными Штатами Америки, но не с Россией, а за издержки расплачиваться приходится немецкой стороне (как ? см. ниже)

А собственно помощь в экономической сфере складывается из трех основных составляющих: решении вопроса о долгах, инвестиций и содействии преобразованиям в российской экономике.

Наши долги Германии


Одной из крупнейших экономических проблем России являются ее внешние долги и связанные с этим большие выплаты по ним. Германия - крупнейший кредитор России, и это относится как к старым советским долгам, обязательства по которым взяла на себя Россия (около 34 миллиардов немецких марок без учета процентов), так и к новым долгам Российской Федерации, включая частный сектор (в настоящее время примерно 16 миллиардов немецких марок без учета процентов).

Новые долги - это, в первую очередь, следствие германских вкладов в экономическую реформу в России с начала до середины 90-х годов. Часть этих средств была предоставлена в форме кредитов и поэтому подлежит возврату.

Более подробно о российском долге Германии см. в другой справке "Темы дня"

Прямые германские инвестиции в Россию


По мнению немецких экспертов, платежный баланс России отягощает не только необходимость обслуживания внешнего долга, но и продолжающийся вывоз капитала из России, включая его нелегальную утечку.

Одним из важнейших путей выравнивания платежного баланса России является импорт капитала, будь то прямые инвестиции и непосредственное участие или инвестиции в виде портфеля ценных бумаг.

При этом прямые инвестиции, т.е. инвестиции в ?реальный сектор?, являются одним из важнейших факторов обеспечения стабильного экономического роста в России. Германия относится к числу государств, на долю предпринимательских структур которых приходится максимум прямых капиталовложений в Россию:

Немецкие инвестиции в российскую экономику, млн. DM
1996 149
1997 437
1998 711
1999 484
Как видно из таблицы, германские прямые инвестиции до августовского кризиса 1998 года постоянно росли, а после кризиса последовал резкий спад.

Тем не менее до сих пор существуют крупные проекты, которые находятся в стадии осуществления. Продукты питания, мебель, строительные материалы, средства ухода за телом, моющие средства, ветеринарные препараты, обувь - вот важнейшие отрасли, куда направляются германские инвестиции в России.

О том, что в сфере прямых инвестиций существует еще большой потенциал, свидетельствует хотя бы тот факт, что объем инвестиций германской экономики в Венгрии приблизительно в пять раз больше, чем в России. Правительство Германии в связи с этим призывает Россию принять меры для улучшения инвестиционного климата.

Страхование экспортных кредитов


Германия поддерживает своих экспортеров путем предоставления гарантий на их экспортные кредиты в рамках системы акционерного общества "Гермес". Подобные меры предпринимают также другие страны.

С июня 1998 по июнь 2000 года предоставление кредитных линий на покрытие расходов по операциям, осуществляемым в России, было приостановлено, так как немецкому правительству пришлось бы выплатить германским экспортерам в качестве компенсации около 550 миллионов немецких марок по целому ряду нерешенных случаев нанесения ущерба/убытков.

Решение этой проблемы было найдено путем установления максимально допустимого размера кредитов такого рода в размере одного миллиарда немецких марок.

А еще - консультации


В Германии действует специальная консультационная программа "ТРАНСФОРМ", с помощью которой немецкое правительство поддерживает процессы реформ в Центральной и Восточной Европе и в странах СНГ. В 1994-1998 годах в рамках этой программы на долю России было выделено около 350 миллионов немецких марок.

ФОТО3 Программа "ТРАНСФОРМ" нацелена на улучшение рамочных условий для экономической активности посредством организации и проведения консультаций - в первую очередь на уровне Российского правительства и Государственной Думы.

В частности, речь идет об оказании содействия эффективным управленческим структурам, о программах подготовки руководящих кадров и повышения их квалификации, о содействии частному сектору, программам приватизации и укреплению двусторонних экономических отношений между Россией и Германией. В период 1993-1999 г. в России было реализовано более 300 проектов ТРАНСФОРМ с общим объемом финансирования около 345 млн. немецких марок.

В текущем году для России предусмотрено реализовать около 50 проектов программы ТРАНСФОРМ общим объемом примерно в 27 млн. немецких марок, что составляет около 24,5% общего объема средств, выделенных на страны Центральной и Восточной Европы с переходной экономикой.

Основные направления проектов ТРАНСФОРМ в России:

  • консультации на правительственном, парламентском и федеральном уровнях по улучшению экономических и правовых условий, необходимых для формирования социальной рыночной экономики. К ним относятся мероприятия по подготовке и повышению квалификации в целях укрепления способности управленческих структур к реформам;
  • консультации по укреплению финансового и банковского сектора в России;
  • консультации по поддержке частного предпринимательства, в частности, по созданию структур среднего и малого предпринимательства, а также по реструктуризации аграрного сектора.


Что делают правительства


Для улучшения условий двусторонней торговли и прямых инвестиций правительства обеих стран создали Кооперационный Совет, который должен собираться раз в два года. Председательство в Совете осуществляют совместно федеральный министр экономики и технологий с германской стороны и министр экономического развития и торговли - с российской.

ФОТО4 Для того чтобы быстро и небюрократическим путем выделить и решить конкретные проблемы, возникающие в двусторонних экономических отношениях, преодолеть барьеры и проложить дорогу конкретным - так называемым ?маяковым? - проектам, федеральный канцлер Шредер и президент Путин договорились о создании так называемой Рабочей группы по стратегическому сотрудничеству.

В нее входят высокопоставленные чиновники и эксперты из министерств финансов, экономики и иностранных дел и с российской стороны, дополнительно, - министерства промышленности, а с германской - из Восточного комитета германской экономики. Восточный комитет германской экономики - это объединение германских предприятий, занимающихся торговлей с восточными странами. Он имеет богатые традиции и привносит опыт германского частного сектора в работу Рабочей группы по стратегическому сотрудничеству.


Архив
Что напечатал Focus:
и почему это провокация
Американская помощь:
кому, как и сколько
Мы в планах Буша:
денег не дам!
Сколько мы должны Германии:
за что и как отдавать
Биография Джорджа Буша-младшего:
мажор >> алкоголик >> президент
Биография Герхарда Шредера:
когда-то он был ультралевым
Версия ответчика:
Галерея карикатур