Тема дня
 30 июля 2016 г.
Совместно с NEWSru.com
Взгляд изнутри

Особенности отвергнутого проекта
 

Основные отличия проекта ФЗ "О политических партиях и иных политических объединениях", внесенного в Государственную Думу депутатами В.А.Рыжковым, В.Н.Лысенко и В.В.Игруновым, от проекта ФЗ "О политических партиях", внесенного Президентом РФ

Законопроект "О политических партиях и иных политических объединениях" является альтернативным по отношению к внесенному Президентом РФ проекту ФЗ LО политических партиях¦, поскольку предполагает существенно различное (альтернативное) по своему содержанию правовое регулирование одного и того же предмета регуляции - правового статуса политических партий, их места и роли в политической жизни в соотношении с другими субъектами политического процесса, в том числе, и с другими политическими объединениями.

Суть концепции правового регулирования многопартийности, заложенной в наш законопроект, заключается в стремлении гарантировать реализацию конституционных принципов политического многообразия, многопартийности, свободы создания и деятельности политических объединений, равенства политических объединений перед законом.

Законопроект, внесенный Президентом РФ, напротив, нацелен на искусственное ограничение числа субъектов политического процесса в пользу тех политических объединений, которые имеют фракции в парламенте, что, на наш взгляд, противоречит названным принципам Конституции РФ и создает предпосылки для монополизации политического процесса.

Демократический смысл концепции правового регулирования многопартийности в нашем законопроекте конкретизирован в следующих положениях, принципиально отличных от положений законопроекта, внесенного Президентом Российской Федерации:

1. Законопроект сохраняет политические организации и движения в качестве участников политического и избирательного процессов. На данном переходном этапе партийно-политического структурирования гражданского общества это является гарантией реализации конституционного принципа политического плюрализма. При этом, учитывая необходимость стимулирования постепенной трансформации всех политических объединений в политические партии, законопроект (ч.4 ст.19) предоставляет партиям преимущества при выдвижении кандидатов в депутаты, оставляя лишь за партиями право выдвигать кандидатов единым спискам при выборах по пропорциональной избирательной системе (все политические объединения, в том числе и партии, имеют право выдвигать кандидатов в одномандатных избирательных округах).

2. Названные преимущества партий перед другими политическими объединениями сбалансированы следующими дополнительными требованиями к партиям: 1) партия должна подтвердить наличие у нее определенной численности членов; 2) единым партийным списком могут быть выдвинуты лишь члены партий; 3) гражданин не может быть одновременно членом двух и более партий; 4) запрещено коллективное членство в партиях. Таким образом партии не получают привилегий (т.е. дополнительных правомочий, не сбалансированных дополнительными обязанностями).

3. Законопроект сохраняет межрегиональные, региональные и местные партии и вводит их в сферу регулирования настоящего закона, что является гарантией против ограничения политического плюрализма и многопартийности на региональном и местном уровнях. Вместе с тем, учитывая наличие опасных тенденций к национальному и религиозному сепаратизму, законопроект закрепляет запрет на создание политических объединений по национальному, этническому или конфессиональному признакам. При этом дается иное, более четкое (чем в ФЗ LОб общественных объединениях¦) определение понятий регионального и местного политических объединений (ст.5).

4. Законопроект (ч.1 ст.6)устанавливает численность общероссийской партии на уровне не менее 2200 членов (т.е. не менее 50 членов в каждом региональном отделении) . Вопрос о численности межрегиональных, региональных и местных партий должен решаться в законодательстве соответствующих субъектов Федерации, исходя из принципов, заложенных в предлагаемом законе.

5. Предоставление права участия в выборах депутатов Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу только партиям, продемонстрировавшим серьезность своих намерений, дает возможность снижения барьера для получения мест в парламенте с пяти до трех процентов (ч.1 ст.20).

6. Государственное финансирование политических объединений в периоды между выборами в условиях не сформировавшейся партийно-политической системы представляется преждевременным. На данном этапе следует сосредоточить усилия государства на создании равных условий для самореализации всем политическим объединениям.

7. Вводится (ч.2 ст.6) обязанность лиц, замещающих государственные должности категории LА¦ (за исключением депутатов законодательных органов государственной власти) приостанавливать свое членство в политическом объединении. В условиях, когда исполнительная власть, согласно Конституции РФ, формируется не по партийному принципу, предоставление права этим должностным лицам быть членами и руководителями политических объединений ведет к созданию чиновниками собственных Lпартий власти¦ (вопреки конституционному принципу разделения властей) и монополизации ими политического процесса.

8. Законопроект содержит гарантии против использования политическими объединениями фашистской символики (ч.2 ст.7), а также против создания и деятельности политических объединений экстремистской ориентации (ст.24). При этом законопроект избегает нечеткости понятия Lполитический экстремизм¦, и вводит вместо него понятие Lэкстремистская деятельность¦, не выходящее за рамки ст.13 Конституции РФ. Далее это понятие конкретизируется в рамках понятия Lэкстремистская деятельность политического объединения.

9. Наряду с правовым институтом ликвидации политического объединения, срок действия которого ограничен четырьмя годами, законопроект вводит новый правовой институт запретаполитического объединения, существенно отличный по своим правовым последствиям от института ликвидации политического объединения. Институт запрета применяется по решению суда лишь к политическим объединениям, которые занимались экстремистской деятельностью.

Депутаты Государственной Думы В.А.Рыжков, В.Н.Лысенко, В.В.Игрунов




  Архив
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Форум Темы дня
Пишите Теме дня
Галерея карикатур