Тема дня
 1 июня 2004 г.
Совместно с NEWSru.com
Вьетнам и Ирак:
аналогия, без которой не обойтись

Несмотря на наличие явных параллелей в развитии событий во Вьетнаме и Ираке, многие американские эксперты считают, что эта аналогия некорректна. Но многие считают ее довольно наглядной.

По материалам агентства Washington ProFile




Белый Дом воспринимает Ирак как "ключ" к победе демократии во всем ближневосточном регионе, где традиционно сильны диктаторы, "семейные режимы" и исламисты. По мысли аналитиков из команды Джорджа Буша Bush, демократия в Ираке даст начало цепной реакции создания во всем регионе демократических обществ, что неизбежно должно привести к уменьшению поддержки террористических исламистских организаций и установлению в регионе прочного мира. К моменту начала войны в Ираке в мире осталась лишь одна супердержава - США.

После ухода французских колонизаторов Вьетнам был разделен на две части - Северную и Южную (граница проходила по 17-й параллели). На Севере установился коммунистический режим, на Юге - псевдодемократический режим, созданный при поддержке США (на выборах 1956 года премьер-министр Нго Дин Дьем набрал 98% голосов и стал президентом). В 1959 году Северный Вьетнам принял конституцию, в которой утверждался план строительства социализма и борьбы за воссоединение страны. С 1959 года южновьетнамские партизаны при поддержке северовьетнамских войск стали атаковать военные базы и административные здания Южного Вьетнама. Им оказывали поддержку северовьетнамские вооруженные силы, расквартированные в Лаосе и Кампучии. В начале 1960-х годов во Вьетнаме прошли массовые народные волнения и ряд военных переворотов. Фактически, к тому времени Южный Вьетнам стал "полицейским государством", которым руководили военные. В 1964 году президент США Линдон Джонсон получил от Конгресса США право сделать "все необходимые шаги, включая применение военной силы" для защиты государств Юго-Восточной Азии. Это решение было принято после "тонкинского инцидента", когда американские эсминцы были атакованы северовьетнамскими военными катерами. После этого в Южном Вьетнаме были высажены американские войска, которые начали оказывать поддержку южновьетнамским вооруженным силам. Официально война не объявлялась. США никогда не утверждали, что Северный Вьетнам и партизаны представляют угрозу для самих США.

В случае с Ираком США обвинили режим Саддама Хуссейна в нарушении ряда резолюций Совета Безопасности ООН, в частности, в создании оружия массового уничтожения. Подозрение о наличии у Ирака оружия массового уничтожения (ОМУ) и отказ Ирака от сотрудничества с международным сообществом стали формальным поводом для начала военных действий. На сегодняшний момент иракские арсеналы ОМУ не обнаружены. В октябре 2002 года Сенат и Конгресс США разрешили президенту Джорджу Бушу использовать военную силу против Ирака. Администрация США утверждала, что Ирак представляет непосредственную угрозу для США, и поэтому Соединенные Штаты вправе нанести превентивный удар.

Считается, что в значительной степени на это решение США повлияла репутация Саддама Хуссейна. Он начал две войны: с Ираном и Кувейтом, в результате которых погибло более полумиллиона человек. Правозащитные организации обвиняют Саддама в гибели 100 тыс. иракских курдов, против которых иракские войска применяли химическое оружие. Общее число жертв режима приближается к 500 тыс. человек. Кроме того, достоверно известно, что до 1991 года Ирак обладал развитыми программами создания оружия массового уничтожения и значительными запасами химического и биологического оружия.

Войска США и их союзников ни разу не проводили наземных операций на территории Северного Вьетнама, так как опасались негативной международной реакции. Формально, они боролись лишь с южновьетнамским партизанами. Тем не менее, спецоперации США проводились в Лаосе и Кампучии, Северный Вьетнам подвергался бомбардировкам, а его порты минировались. Оккупационные войска США не пересекали государственных границ Ирака, тем не менее были зафиксированы инциденты, в результате которых от обстрела войск США пострадали жители Сирии.

Война во Вьетнаме стала первой "телевизионной войной" - репортажи с места событий ежедневно транслировались по всем телеканалам. Все военные конфликты, которые проводились ранее, в значительно меньшей степени освещались прессой, прежде всего из-за неразвитости телевизионных технологий. Впервые в своей истории войска США столкнулись с отсутствием поддержки со стороны американского общественного мнения, а солдаты и офицеры, возвратившиеся домой, иногда скрывали свое боевое прошлое. В 1969 году прошел антивоенный марш в Вашингтоне, в котором приняли участие 250 тыс. человек. После окончания войны в США стала популярной фраза, что войну выиграли солдаты, но проиграли политики.

Для описания событий в Ираке принят термин "война CNN" - новости с места событий транслируются в режиме реального времени. Во время начала боевых действий большинство (около 70%) американцев поддерживали действия Администрации США. Ныне уровень поддержки колеблется примерно на уровне 50%. Антивоенные демонстрации в США собирают десятки тысяч участников, но по размаху значительно уступают аналогичным акциям эпохи Вьетнама. При этом антивоенные демонстрации в странах Западной Европы и Ближнего Востока иногда насчитывают сотни тысяч участников. Действия США в Ираке безоговорочно осуждаются населением большинства стран мира и многими государственными лидерами.

В начале вьетнамской войны США не обладали четким видением ситуации и старались вести "правильные" боевые действия, основываясь на опыте Второй Мировой и Корейской войн. Впервые во Вьетнаме они столкнулись с войной, где нет тыла и флангов, и где можно многократно захватывать одну и ту же территорию.

Оценки ситуации и прогнозы, подготовленные ЦРУ, во многом оказались неточными. Войска США практически не имели контактов с южновьетнамскими властями. Власти Южного Вьетнама не пользовались популярностью у населения, а США в большей степени обращали внимание на действия коммунистов, чем на действия коррумпированных и жестоких южновьетнамских правителей. При проведении антипартизанских акций американцы и южновьетнамцы совершали военные преступления. США предоставляли Южному Вьетнаму значительную экономическую помощь, однако она немедленно "проедалась" - США не оказывали помощи в модернизации южновьетнамской экономики. В результате, США лишились поддержки большинства вьетнамцев.

Заявления ЦРУ о наличии у Ирака оружия массового уничтожения оказались неточными. Вероятно, американская разведка допустила и иные ошибки. В частности, значительно меньшей, чем изначально ожидалась, оказалась поддержка со стороны шиитского большинства Ирака. США сделали ставку на создание временного правительства Ирака, проведение свободных выборов (запланированы на 2004 год) и поэтапный вывод войск из страны. На восстановление экономики Ирака требуется израсходовать не менее $56 млрд. На сегодняшний момент страны-доноры согласились выделить около $33 млрд. (США - $18 млрд., Япония - $5 млрд., Европейский Союз - $825 млн., Саудовская Аравия - $1 млрд. и т.д.). Доклады ЦРУ и опросы общественного мнения, ныне проводимые в Ираке, показывают, что население страны теряет доверие к США.


Архив
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
Личный состав новой власти:
список и подробности
Как США несли демократию миру:
провалы и успехи
Страна нефти и фиников:
по страницам энциклопедий
История иракской государственности:
с 1920 года до наших дней
Галерея карикатур