Тема дня
 6 сентября 2004 г.
Совместно с NEWSru.com
Справка
Чечня и "международный терроризм":
как менялись приоритеты

Автор: Тимур Музаев




Сепаратистское движение (движение за создание самостоятельного государства) в Чечне никакого отношения к "всемирному исламскому радикализму" не имеет.

Сепаратизм как политическое движение возник в Чечне в 1989-1990 годах и организационно оформился в Общенациональном Конгрессе чеченского народа (ОКЧН), лидером которого стал Джохар Дудаев. Осенью 1991 года в результате вооруженного выступления лидеры ОКЧН захватили власть в республике.

Никаких реальных тенденций к "исламскому радикализму" сепаратисты не проявляли: была принята светская конституция по российскому образцу (сильная власть президента, слабый парламент, формальное разделение властей), Чечня стала светским государством и т.п. Более того, в августе 1992 года в Чечне была запрещена пропаганда ваххабизма и исламского фундаментализма, а все общественно-политические организации, имеющие религиозный характер, были распущены.

Только летом-осенью 1995 года, когда в Чечне уже шла война, Дудаев обратился за помощью к международным исламским кругам. Вместе с тем, он не допускал духовных "наставников", прибывших с Ближнего Востока, к реальной власти.

После гибели Дудаева среди лидеров чеченского сепаратистского движения наметился раскол, который явно обнаружился и стал углубляться после захвата Грозного и перехода власти в Чечне под контроль сепаратистов (с осени 1996 года). С одной стороны, сторонники прагматического, национального сепаратизма (А. Масхадов, А. Закаев, Т. Атгериев и др.) стремились к укреплению Чеченского государства, добивались признания его независимости со стороны России и других стран, предлагали приступить к урегулированию российско-чеченских отношений на основе Хасавюртовских соглашений.

С другой стороны, представители радикального крыла (З. Яндарбиев, Ш. Басаев, М. Удугов, С. Радуев и др.) считали, что борьба против "Российского империализма" должна быть продолжена, что Чечня должна стать не просто независимым государством, а опорной базой антироссийского освободительного движения на Северном Кавказе.

Рассчитывая на помощь международных исламских кругов, радикалы приняли в качестве идеологической основы своего движения так называемый "чистый ислам" и его разновидность - ваххабизм.

Постепенно изменились приоритеты - главными задачами радикалов стали борьба за установление "исламского порядка" в Чечне и освобождение мусульман всего Северного Кавказа от российского владычества, а основная цель сепаратизма - создание и укрепление независимого государства, - осталась в стороне. К 1997-1998 годам радикальное крыло чеченского сепаратизма превратилось в экстремистское антироссийское религиозно-политического движение под лозунгами "чистого ислама". Разумеется, исламские радикалы в Чечне тесно связаны с международными исламскими радикалами и получают от них помощь.

Несмотря на определенную связь радикального крыла чеченского сепаратизма с исламскими радикалами, нельзя признать движение за отделение Чечни "частью международного исламского радикализма" - у этих движений разное происхождение и разные цели.

  Архив
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30  

Ваххабизм классический:
у них и у нас

Северный Кавказ как пороховая бочка:
основные узлы противоречий

Почему так случилось:
основные версии трагедии

Смотрите также
Форум Темы дня
Пишите Теме дня
Галерея карикатур