Тема дня
 7 июля 2004 г.
Совместно с NEWSru.com
= Исторические чтения =
Заблудившийся истребитель

В Министерстве обороны СССР

4 июля в одной из авиачастей Северной группы войск при выполнении учебного полета над территорией Польской Народной Республики из-за неисправности авиационной техники на малой высоте советский военный летчик вынужден был катапультироваться с самолета-истребителя МИГ-23. Летчик жив. Самолет продолжал неуправляемый полет в западном направлении и упал на бельгийской территории. Советская сторона вступает в контакт с правительствами государств, через воздушное пространство которых прошел этот летательный аппарат.

("Красная звезда" 5 июля 1969 года)



Что случилось с МИГ-23М

<...> В связи с этим заместитель главнокомандующего Военно-Воздушными Силами генерал-полковник авиации А.Борсук рассказал корреспонденту ТАСС: - Самолет пилотировал военный летчик 1-го класса полковник Н.Скуридин. Я разговаривал с ним по телефону. Он уже прошел медицинское обследование после катапультирования, признан здоровым. Летчик опытный. <...> - Для полковника Скуридина это был первый летный день после отпуска. Как и положено, с целью восстановления навыков техники пилотирования он сначала совершил контрольный полет на учебно-боевом самолете-"спарке". В 11.18 вылетел самостоятельно для отработки упражнения на пилотаж. На борту имелся боекомплект снарядов для 28-миллиметровой пушки. Других боеприпасов не было. По докладу летчика после взлета при работе двигателя на форсажном режиме на высоте около 130 метров он услышал хлопок в районе воздухозаборника, ощутил падение тяги двигателя, снижение самолета. Определил также уменьшение оборотов двигателя и скорости Летчик доложил руководителю полетов об отказе двигателя и на высоте около 100 метров катапультировался.

Подполковник Балыкин после доклада летчика наблюдал погасание пламени форсажа и дымление за двигателем, а также проседание самолета. После катапультирования самолет прекратил снижение и на предельно малой высоте на удалении 4 - 6 километров скрылся из его поля зрения. Развитие аварийной ситуации на взлет предположительно можно объяснить так: самопроизвольное выключение форсажа привело к резкому уменьшению тяги, скорости, высоты полета и было воспринято летчиком как отказ двигателя. В дальнейшем самолет, находясь в положении "стабилизации" на бесфорсажном режиме работы двигателя, продолжал полет до полной выработки топлива, пролетев около 900 километров. <...>

("Красная звезда" 6 июля 1989 года)



Гром с ясного неба

<...> В 12.00 исполняющий обязанности командующего авиацией Северной группы войск генерал-майор авиации В.Огнев доложил в Москву командованию ВВС о летном происшествии, о том, что катапультировавшийся летчик жив, что принимаются меры к расследованию случившегося. "А где упал самолет?" - спросила Москва. "Упал в море, никакого ущерба при этом не причинил". Имелось в виду, что не угодил, мол, ни на корабль, ни на рыбацкую лодку.

А спустя некоторое время, как гром среди ясного, погожего неба, пришла весть о падении советского военного самолета в Бельгии. Как сообщил из Брюсселя наш корреспондент Ю.Харланов, в 10.55 по местному времени жители деревни Койгем, расположенной между бельгийскими городами Кортрейком и Турне, услышали грохот взрыва, а затем еще несколько детонаций. Прибежавшие на место свидетели с изумлением увидели, что на ферму, принадлежащую семье Деларе, обрушился самолет. Из развалин торчал его хвост с опознавательным знаком советских военно-воздушных сил. В доме в тот момент находился 18-летний сын хозяина Вид Деларе. Он погиб.

И еще одна подробность. Два американских истребителя, взлетевшие с базы Сустерберг, что в Голландии, обнаружили и сопровождали наш МИГ на высоте более 10 тысяч метров. Увидев, что кабина летчика пуста, фонарь сброшен, оба F-15 удалились... <...>

("Правда", 6 июля 1989 года)

МиГ: еще один МИГ?

4 июля в 9 час. 44 мин. американские наблюдательные службы засекли перелетающий границу воздушного пространства между Восточной и Западной Германией МиГ-23. В 10.05 его перехватили два самолета американских ВВС, и тут американские летчики обнаружили, что МиГ летит без пилота. В таких случаях обычно дают приказ сбить самолет, но полет шел над густонаселенными районами. В конце концов, в 10.37 самолет рухнул на деревню Беллегем близ Кортрийка (Бельгия) чуть-чуть не долетев до бельгийско-французской границы, за которой в непосредственной близости, прямо по курс лежал Лилль. Не пострадал большой город, не заполыхала вся деревня - разрушен один единственный дом. Но родителям юноши, чей обгорелый труп найден под развалинами родного дома, не легче от того, что больше жертв нет. <...> Правительства Бельгии и Голландии направили СССР ноты протеста: советское командование обязано было н е м е д л е н н о уведомить об этом полете все страны, для которых самолет мог представлять опасность.

Несмотря на трагизм происшедшего МиГ, впервые "сбежавший" на Запад без летчика, конечно, стал для французов предметом острот. Мы, в свою очередь не исключаем, что реальный МиГ погнался в авангарде пропагандистских МИГов - мирных инициатив Горбачева. А если придерживаться популярной концепции о консервативных силах, угрожающих Горбачеву в частности в армии, где (где, действительно, вряд ли забыли чистку после другого полета - "Сесны" Матиаса Руста), то можно выдвинуть и такую полуфантастическую версию, согласно которой военно-воздушные маршалы выстрелили МиГом по МИГам, приурочив удар по "общеевропейскому дому" к дню, когда Французская республика встречала автора бесчисленных мирных инициатив. <...>

("Русская Мысль" 7 июля 1989 года)


Архив
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Биография Владимира Кулистикова:
всегда в движении
Свобода, вклад и СиМ:
сами о себе
Очередная смена руководства:
мотивы и слухи
Галерея карикатур