Тема дня
 8 февраля 2001 г.
Совместно с NEWSru.com
Справка
Что обещает президентский проект:
выживут сильнейшие?

Суть законопроекта


Ниже приведены основные аспекты законопроекта "О политических партиях", внесенного президентом России в нижнюю палату парламента 27 декабря 2000 года и принятого в первом чтении 7 февраля 2001 года.

Согласно проекту, государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов политических партий и оказывает поддержку их деятельности.

В законопроекте дается определение того, что такое политическая партия:

"это добровольное объединение граждан Российской Федерации, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления".

Политическая партия должна:
  • иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации
  • в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии
  • в партии должно состоять не менее десяти тысяч членов
  • в каждом из региональных отделений должно состоять не менее ста членов политической партии.
Наименование партии, как полное, так и сокращенное, должно отличаться от названий других партий, общероссийских общественных объединений, а также политических партий, прекративших свою деятельность.

Запрещается использовать наименование и партийную символику, "оскорбляющие расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающие общепризнанные нормы морали, оскорбляющую или порочащую государственные символы, а также символику, используемую другими партиями".

Законопроект запрещает создание политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв государственной безопасности, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой или религиозной вражды и ненависти.

Не допускается деятельность политических партий в органах государственной власти, местного самоуправления, в Вооруженных Силах, правоохранительных и иных государственных органах, государственных организациях и в образовательных учреждениях.

Граждане, занимающие государственные или муниципальные должности, находящиеся на государственной и муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах политических партий.

Президент приостанавливает свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

Не могут быть членами партии иностранные граждане, лица без гражданства, лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы.

Что будет с нынешними партиями


Из 188 нынешних общественно-политических организаций части придется прекратить свое существование, части v слиться, а части v начать блокироваться с одной из "настоящих" партий для участия в любых выборах.

Первоначально блоки не предусматривались, однако в последнем варианте проекта появилась формулировка о том, что к выборам допускаются блоки, причем для формирования блока достаточно лишь одной партии, а остальные участники могут иметь статус политических объединений.

Например, при таком подходе СПС сможет пойти на новые выборы коалицией, как и раньше: перерегистрированный ДВР плюс остальные общественные объединения, входящие в союз.

Без участия партий можно будет обойтись только при выборах местного самоуправления.

В результате реформы, по прогнозам ЦИКа, в реальной политике останутся не более 10 партий. Их - партии, которым удастся доказать свое право на существование, - ожидает приз: финансовая поддержка государства (13 копеек за каждый голос, поданный на выборах).

На казенную дотацию смогут претендовать и те партии, которые не преодолеют пятипроцентный барьер и не попадут в Госдуму, но соберут не менее 3% голосов.

Однако новый закон может взять под контроль партийную бухгалтерию: в проекте ужесточается порядок оказания спонсорской помощи, а также ограничивается право самих партий на предпринимательскую деятельность.

Кому выгоден законопроект


Очевидно, новый закон наиболее выгоден думскому большинству.

Крупные фракции легализуют свои источники финансирования, которые сейчас, как правило, поступают из самых разных структур.

Вопрос об объемах партийных дотаций, по мнению Вешнякова, должен решаться парламентариями.

Если все будет, как задумал Вешняков, треть бюджетных средств, которые пойдут на поддержку партий, достанется LЕдинству¦, еще почти треть v коммунистам и аграриям. Оставшиеся деньги поделят ЛДПР, ОВР и СПС.

Интереса заслуживает и упоминание в проекте полномочий Генпрокуратуры, которой при обнаружении "нарушений прав и свобод" предлагается дать право "устанавливать срок устранения" этих нарушений, а затем и приостанавливать партийную деятельность на срок до шести месяцев и далее - вплоть до ликвидации.

Разумеется, все это относится только к исходному варианту закона. Теперь дело за депутатами и их поправками.

  Архив
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
  1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28  
Источники
Integrum Techno
Информационное агентство

Аргументы недовольных:
получится как всегда

Итоги голосования:
за почти все лидеры

Российские партии сегодня:
молодые и маленькие

Все партии России:
оцените разнообразие

Проект писали в Центризбиркоме:
кому хочется простоты

Заграничная практика:
ошейник демократии

Немного теории:
три базовые модели

Смотрите также
Форум Темы дня
Пишите Теме дня
Галерея карикатур