Сегодня стратегические ядерные силы Российской Федерации состоят из наземных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) стационарного, а также подвижных, грунтового и железнодорожного вариантов базирования, морских и авиационных стратегических ядерных вооружений.
Состав СЯС России (СССР) и США приводится в следующей таблице:
1 сентября 1990 г.
1 января 1997 г.
Страна
Вид СЯС
Носители
Ядерные заряды
Носители
Ядерные заряды
МБР
1398
6612
762
3700
Россия
БРПЛ
940
2804
664
2496
(СССР)
ТБ
162
855
79
562
Всего
2500
10271
1505
6758
МБР
1000
2450
755
2385
США
БРПЛ
672
5760
480
3904
ТБ
574
2353
329
1822
Всего
2246
10563
1564
8111
Ракетные войска
Согласно официальным данным, по состоянию на 1 января 1997 года в составе ракетных войск стратегического назначения России находилось 762 боевых ракетных комплекса, за которыми числилось 3700 боезарядов.
Фактическое количество боезарядов может отличаться от приведенного количества, так как все тяжелые МБР считаются несущими по 10 зарядов индивидуального наведения, хотя часть их в действительности используется в моноблочном оснащении.
По состоянию на середину 1997 года основными районами развертывания ШПУ МБР являются шесть районов:
По 12 железнодорожных подвижных пусковых установок ракет РС-22 находятся на станциях постоянного базирования в Костроме, Красноярске и Перми.
Морские ядерные силы
К моменту заключения Договора о сокращении стратегических вооружений СНВ-1 в 1991 году Советский Союз имел 62 подводные лодки с баллистическими ракетами.
В состав морских стратегических ядерных сил входили ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) второго поколения (12 - типа "Навага", 1 - "Навага М", 18 - "Мурена", 4 - "Мурена М"), а также стратегические ракетоносцы третьего поколения: 14 - типа "Кальмар", 6 - "Тайфун" и 7 - "Дельфин".
Выполнение условий Договора СНВ-1 должно привести к выводу из боевого состава флота всех стратегических подводных лодок второго поколения. Следует отметить, что срок эксплуатации практически всех этих подводных лодок закончился к концу прошлого века.
Согласно Договору СНВ-2, к 2003 году в составе морских стратегических ядерных сил каждой стороны должно остаться не более 1750 боеголовок. Договор СНВ-2 не предусматривает каких-либо дополнительных сокращений российских морских стратегических сил.
В момент подписания Договора СНВ-2 в 1993 году предполагалось, что к 2003 году Россия, даже не вводя в строй новых лодок, сможет иметь в боевом составе 23-25 стратегических ракетоносцев (подводные лодки типов "Кальмар", "Тайфун" и "Дельфин"). В действительности темпы вывода стратегических подводных лодок из боевого состава оказались гораздо выше.
По состоянию на 1 января 1997 года в составе морских стратегических ядерных сил числилось 26 подводных ракетоносцев.
Из 36 выведенных из боевого состава ракетоносцев на 20 вырезаны ракетные отсеки или удалены пусковые установки БРПЛ, и в соответствии с Договором СНВ-1 они исключены из засчета.
На остальных 16 РПКСН баллистические ракеты выгружены. На части этих подводных ракетоносцев ведутся работы по удалению пусковых установок БРПЛ, остальные дожидаются своей очереди.
Воздушные ядерные силы
При создании системы СЯС воздушного базирования в СССР было развернуто два типа тяжелых бомбардировщиков: Ту-95 и Ту-160.
Первые Ту-95 были введены в эксплуатацию еще в 1956 году, последняя модификация Ту-95МС была разработана в конце 70-х, а серийное производство велось с 1981 года до начала 90-х годов.
После распада СССР основная часть новых стратегических бомбардировщиков осталась за пределами России - в Украине и Казахстане. Казахстан передал России все боеспособные тяжелые бомбардировщики.
К середине 1997 года группировка авиационных СЯС России насчитывала 79 бомбардировщиков:
- 6 Ту-160 в Энгельсе,
- 35 Ту-95МС-16, 28 Ту-95МС-6 в Моздоке и Украинке,
- 10 Ту-95К-22 в Энгельсе и Рязани.
По правилам, установленным договором СНВ-1, за ними числится 562 боезаряда, хотя реально они могут нести более 800.
Ракет все меньше
Число ракет, имеющихся в распоряжении России, в данный момент сокращается в силу действия целого ряда факторов. Во-первых, это происходит потому, что истекают гарантийные сроки их эксплуатации. Существенную роль играет и возможность производить обслуживание ракет. Из стоящих на вооружении комплексов только РС-18 и РС-12М производятся в России, а основная производственная база РС-20 и РС-22 находится в Украине.
Эксперты прогнозируют, что развернутые на территории России в период с 1980 по 1984 год 170 ракет РС-18 исчерпают свой ресурс в интервале между 2001 и 2005 годами. Возможно, что эти ракеты могут оставаться на вооружении и после 2005 года, так как часть ракет была заменена на более новые после 1984 года.
Так, 32 ракеты РС-18, выкупленные у Украины для замены более старых ракет, имеют гарантийный срок эксплуатации до 2009 года. Дальнейшее продление гарантийных сроков до 25 лет также может отодвинуть срок снятия РС-18 с вооружения.
Часть ракет РС-20 была заменена на их модифицированный вариант. Эти ракеты могут использоваться по меньшей мере до 2003-2005 годов даже без продления ресурса, а в случае продления срока эксплуатации до 25 лет они могут служить до 2010-2013 годов.
Гарантийные сроки эксплуатации ракет РС-22 и РС-12М ("Тополь") составляют 10-15 лет и истекают в 2005-2010 годах.
Согласно ратифицированному Россией Договору СНВ-2, все оснащенные разделяющимися головными частями МБР подлежат уничтожению или деактивации к 2003 году.
Часть сокращений может быть осуществлена путем уменьшения количества боевых блоков на 105 ракетах РС-18 с шести до одного. Все шахтные пусковые установки тяжелых многозарядных МБР подлежат ликвидации или переоборудованию в пусковые установки моноблочных ракет (из 154 пусковых установок тяжелых ракет переоборудованы могут быть только 90).
Таким образом, в случае осуществления предусмотренных Договором СНВ-2 сокращений России придется ликвидировать все остальные многозарядные МБР, включая 154 тяжелых МБР РС-20, которые разрешены Договором СНВ-1. Из нынешнего арсенала у России может остаться 105 ракетных комплексов РС-18 и около 360 комплексов РС-12М.
По оценочным данным, в России вопросами разработки и поставок вооружений занято свыше 2000 промышленных и научных предприятий, где трудится около 3,8 млн. человек, из них примерно 1 млн. человек - в научной сфере.
Удельный вес этих предприятий в промышленном производстве России составляет не более 7-8%. При этом около 80% научных коллективов являются государственными, а в промышленном производстве вооружений государственных предприятий - около 40%.
В настоящее время предприятия ВПК находятся в сложном экономическом положении. В 90-е годы государственные закупки вооружений сократились не менее чем в 7 раз, а инвестиции в развитие оборонных отраслей промышленности - не менее чем в 40 раз.
Около 40% промышленного и научного оборудования физически изношено и не отвечает требованиям времени. Все это привело к тому, что сегодня Россия самостоятельно, без сотрудничества со странами СНГ способна производить не более 20% важнейших видов вооружений.
С другой стороны, вышеприведенные пессимистические данные относятся к военно-промышленному комплексу (ВПК) в целом, а по стратегическим вооружениям обстановка более благоприятная, так как свыше 85% промышленных предприятий СССР, занятых в этом направлении, были расположены на территории России.
Существующая в России промышленная и научная инфраструктура СЯС способна создавать и обеспечивать производство всех необходимых составляющих для их надежного функционирования.
Перспективы
Основными направлениями дальнейшего развития системы стратегических вооружений в России, по оценкам экспертов, на ближайшие 15-20 лет являются:
для РВСН - создание и развертывание нового, унифицированного по способам базирования (ШПУ и мобильная грунтовая ПУ) наземного ракетного комплекса "Тополь-М";
для морских СЯС - ввод в строй серии новых подводных ракетоносцев типа "Юрий Долгорукий", оснащенных новым ракетным комплексом;
для поддержания боеготовности авиационных СЯС - создание и развертывание новой высокоточной крылатой ракеты воздушного базирования для замены выслуживающей гарантийные сроки КРВБ РКВ-500.
Кроме того, Россией будут приниматься меры по совершенствованию систем боевого управления, раннего предупреждения и контроля космического пространства.
При этом очевидно, что в реализации планов развития СЯС определяющими являются экономические аспекты, состояние военно-промышленного комплекса (ВПК), а также весь ход военной реформы.
Более подробно с экспертными оценками состояния российского ядерного потенциала можно познакомиться в Главе 3 исследования "Сокращение ядерного оружия. Процесс и проблемы", проведенного Центром по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ.
Среда, 19 октября 2016 г. Московское время 16:10
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
E-mail: