Тема дня
 18 февраля 2004 г.
Совместно с NEWSru.com
Закон против терроризма:
из мирового опыта

Эксперты выделяют сегодня по крайней мере следующие направления в современном терроризме.

Первое - социальный терроризм, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны.

Второе - националистическое, включает в себя организации этносепаратистского толка и организации, поставившие своей целью борьбу против экономического и политического диктата инонациональных государств и монополий.

Третье - терроризм религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и другим одновременно.

Однако эти разновидности современного терроризма на практике редко выступают в чистом виде. Такие примеры даются, пожалуй, лишь отдельными организациями, представляющими социальный терроризм. Но и последний, как показала практика, часто бывает окрашен в националистические или религиозные цвета. Националистический терроризм во многих случаях попросту сплетается с религиозным, и при этом довольно часто заимствует идеи, лозунги, аргументы у терроризма социального. Наконец, религиозный терроризм, как правило, является и терроризмом националистическим и также способен кое-что заимствовать из идейного арсенала терроризма социального.

По мнению западных экспертов, нынешние усилия государственных и правоохранительных органов не способны положить конец терроризму, а тем более устранить его социальные и политические корни, и поэтому терроризм продолжит свою разрушительную деятельность в XXI веке

Международное сообщество было поставлено перед необходимостью активизировать противодействие актам террора в конце 60-х - начале 70-х годов. Именно в этот период теракты стали активно использоваться как средство политической борьбы и метод влияния на политические процессы, происходящие в обществе. Как естественная ответная реакция активизировалось сотрудничество государств в борьбе с терроризмом.

США, Италия, Великобритания, ФРГ и некоторые другие страны, в которых данная проблема в то время приобрела наибольшую актуальность, во исполнение международных договоров и с учетом собственных потребностей в 70-е годы приняли ряд специальных законов, нацеленных на предупреждение и пресечение актов террора. Однако правила, содержащиеся в международном договоре, обычно недостаточно конкретизированы. Так, п.2 ст.2 Конвенции ООН 1973 г. устанавливает, что "каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления с учетом их тяжкого характера'.

Отдельные страны юридически закрепляют нормативное содержание и механизм правового регулирования в сфере борьбы с терроризмом в форме чрезвычайного законодательства. В Великобритании в начале 70-х годов была проведена кодификация, в результате чего принят 29 ноября 1974 г. Закон "О предупреждении терроризма (временные положения)". 25 марта 1976 г. английский парламент законодательно оформляет изменения к указанному закону, устанавливающие, в частности, дополнительные меры уголовной ответственности за финансирование террористической деятельности, за недонесение о готовящихся актах террора и укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме.

Новый этап усиления борьбы с террористической деятельностью и унификация национального законодательства в этой области связаны для Великобритании с принятием Европейской конвенции о пресечении терроризма. Закон (под тем же названием) 1984 г. вводил в действие на территории Англии положения указанной Конвенции (текст Конвенции содержался в приложении 1 указанного Закона) и уточнял ее содержание. С его принятием все преступления, подпадающие под действие Закона 1978 г., совершенные по расовым, религиозным и политическим мотивам, не признаются политическими преступлениями (п.2 ст.26 Закона). Законодательство Великобритании все преступления, совершение которых преследуется по Европейской конвенции, рассматривает в целях выдачи как не связанные с преступлениями политического характера. Сюда относятся и тяжкие посягательства на жизнь, физическую неприкосновенность и свободу лица, пользующего международной защитой, в том числе и дипломатических агентов, независимо от того, совершены они на территории Великобритании либо за границей. В законах о борьбе с терроризмом предусматриваются ссылки на другие законы, в частности, при совершении конвенционного преступления с использованием огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, повлекшего человеческие жертвы, п.1 ст.5 Закона 1978 г. при определении наказания отсылает к Закону 1957 г. об убийстве.

Для законодательства Италии, ФРГ, Франции характерны специальные законы, направленные на борьбу с актами внутригосударственного и международного терроризма. Определенный интерес представляет опыт законодательной практики Италии. Так, Закон от 15 февраля 1980 г. ? 15 "О срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности" объявляет акты террора государственным преступлением, за которые предусматривается максимальный срок наказания. Положения закона применяются совместно с нормами уголовного кодекса Италии. Однако в случае доказанности совершения террористического акта срок наказания (если это не связано с каторжными работами) увеличивается в два раза по сравнению с общеуголовным преступлением. Если действия террористов обращены против лиц, выполняющих законодательные, судебные или иные служебные обязанности, то срок наказания увеличивается на треть. Ответственность за действия, связанные с пропагандой терроризма, участием в деятельности террористических организаций и их руководством, предусмотрена отдельной статьей закона. Закон дает право получить у прокурора санкцию на обыск и арест по телефону.

Было бы целесообразно закрепить в российском праве положение, аналогичное содержанию ст.24 Закона Италии от 1982 г. ? 304 "О мерах в защиту конституционного строя", которая дает судебным органам право смягчать наказание террористам в случае их деятельного раскаяния (выдача сообщников и т.п.) как в ходе следствия и судебного разбирательства, так и во время отбывания наказания.

Законодательство ФРГ содержит около 10 специальных законов, направленных на борьбу с терроризмом. Они действуют и как самостоятельные правовые документы, и как вносящие изменения и дополнения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство государства. Так, параграф 129 Закона 1976 г. об изменениях и дополнениях УК и УПК ФРГ наряду с параграфом 264 Уголовного кодекса относит создание террористических групп к квалифицирующему составу преступления, обладающего повышенной общественной опасностью. Закрепляется более высокая степень ответственности и мера наказания руководителям и вербовщикам террористических организаций. Закон, принятый в феврале 1978 г., значительно расширил процессуальные права полицейских органов по проведению обысков, задержаний, арестов по фактам, имеющим отношение к террористической деятельности, дал правовое обоснование созданию контрольно-пропускных пунктов по проверке лиц, подозреваемых в террористической деятельности. В настоящий момент на территории ФРГ действует Закон о борьбе с терроризмом в редакции 1986 г.

Законодательство Соединенных Штатов Америки предусматривает уголовную ответственность за отдельные проявления террористической деятельности. Он квалифицирует все террористические акты в отношении иностранных должностных лиц и официальных гостей США (убийства, покушение и заговор с целью убийства, похищение) как чисто уголовные преступления. В то же время законодательство некоторых субъектов федерации США (штат Делавар, Калифорния, Арканзас и др.) законодательно определяет состав терроризма и закрепляет понятие терроризма.

В Уголовном кодексе штата Арканзас говорится: "Лицо совершает преступление террористической угрозы, если оно с целью терроризирования другого лица угрожает убийством или серьезным физическим ущербом его собственности" (параграфы 42-1608 ст.41), а преступник признается виновным по классу (О) Felony (совершение тяжкого уголовного преступления). Положение уголовного кодекса штата Калифорния, характеризуя понятие терроризма, включает в качестве квалифицирующего признака насилие в политических целях, в случае, если действия террориста явятся причиной "серьезного подрыва общественной активности" (параграф 422 ст. 11.5).

С конца 70-х годов правотворческая деятельность законодательных органов США активизируется. Цель - устранить пробелы в правовых нормах, регулирующих борьбу государства и общества с терроризмом. На сессии конгресса США вносились законодательные предложения по борьбе с террористическими актами, в том числе и международными. 96-я сессия конгресса провела обсуждение законопроекта "О борьбе с внутренним и международным терроризмом", в результате чего в Уголовный кодекс США были внесены изменения в соответствии с требованиями положений Монреальской конвенции "О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации". 3 апреля 1984 г. президент США подписал специальную директиву Совета национальной безопасности США ? 138 по борьбе с международным терроризмом, запрещающую оказание поддержки в любой форме государствам, охарактеризованным властями США как "террористические".

Наибольший интерес для научного анализа представляет Закон США о защите иностранных должностных лиц и официальных гостей США от 24 октября 1972 года, принятый в связи с участившимися случаями нападений, похищений и иных преступных посягательств на дипломатов и других иностранных представителей. Законодательство США и ранее содержало нормы, направленные на защиту таких лиц. Новый закон представляет собой поправку и дополнение к главе 18 Свода законов США, посвященной этим проблемам. Однако два существенно новых обстоятельства, отраженные в законе, придают особую значимость.

Это, во-первых, значительное усиление ответственности за посягательства на дипломатов и приравненных к ним лиц, установление более строгого наказания за подобные преступления.

Во-вторых, значительное расширение круга лиц, пользующихся особой защитой по этому закону.

Для тех, кто совершит нападение, ударит, заключит в тюрьму или применит иное насилие в отношении иностранного представителя, предусматривается штраф до 5000 долл., или тюремное заключение до 3 лет, или и то и другое вместе. За запугивание, угрозу, нарушение спокойствия либо преднамеренное препятствование иностранному представителю в выполнении его функций грозит штраф в 500 долл., или тюремное заключение до 6 месяцев, либо и то и другое вместе.

Под угрозой уголовного наказания запрещается проведение демонстраций, манифестаций и пикетирования служебного или жилого помещения иностранного представительства ближе чем за 100 футов.

Наконец, новый закон усиливает защиту собственности, принадлежащей иностранным представительствам и международным организациям, а также их персоналу,- преднамеренное причинение ущерба влечет наказание до 10 000 долл., или пятилетнее тюремное заключение, либо и то и другое вместе.

Даже такой краткий анализ зарубежного законодательства позволяет выделить определенные закономерности правовой регламентации борьбы с терроризмом, представляющие интерес для законодательства России. Во-первых, кодификация законодательных норм в области борьбы с терроризмом способствует его более эффективному применению. Во-вторых, внутреннее право данных стран своевременно реагировать на изменения в международной договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все ее позитивные начала. В-третьих, государства предусматривают повышенную меру ответственности и наказания за совершение террористических актов и участие в террористической деятельности. В-четвертых, уголовное преследование за акты насилия, совершаемые в отношении лиц, обладающих правом на специальную защиту, предусматривается нормами чрезвычайного антитеррористического законодательства.

Изучение проблемы терроризма в отечественной юридической науке многие годы ограничивалось лишь составом двух государственных преступлений - террористического акта, то есть убийства государственного или общественного деятеля, либо представителя власти, совершенное по политическим мотивам (ст.66 УК РФ), и террористического акта против представителя иностранного государства, то есть убийства представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений (ст.67 У К РФ). В 1995 году наконец-то в Уголовный кодекс РФ была введена статья 2133" Терроризм - как противоправный метод политической борьбы или как форма подрывной деятельности, проявляющиеся в системе насильственных устрашающих действий, сопровождающихся использованием морально-психологического давления, различных видов устрашения - убийств, взрывов, поджогов, нанесения тяжких телесных повреждений, захвата заложников, шантажа и других видов физического и психического насилия".


Архив
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
Современный терроризм:
история, теория и практика
СМИ и терроризм:
террор стал театром
= Исторические чтения =
Ислам против писателя
Галерея карикатур