Тема дня
 18 марта 2004 г.
Совместно с NEWSru.com
Справка
Манеж:
главная выставочная конюшня страны

Огромное по размерам здание Манежа располагалось на недалеком расстоянии от такого шедевра старой архитектуры, как Московский университет Казакова - Жилярди. Построенное при участии Осипа Бове и других именитых зодчих здание завершило новый классицистический облик послепожарной Москвы.

Здание Манежа было построено по приказу Александра I в течение восьми месяцев. Постройка производилась по проекту инженера Августина Бетанкура особым штатом инженеров и архитекторов, подведомственных главному инспектору гидравлических и земляных работ в Москве генерал-майору Л.Л. Карбонье. Нельзя сказать, что дело шло гладко. Идея, предложенная Бетанкуром и осуществленная Карбонье, подразумевала уникальный технологический принцип: единственную в своем роде деревянную конструкцию стропил, перекрывавшую без промежуточных опор пространство в 44, 86 м.

Однако с наступлением жары в конце июля 1818 года две стропильные фермы Манежа дали трещины. Их исправили, но через год в жару снова случилось повреждение в стропилах. По высочайшему распоряжению Александра I с сентября 1823-го по май 1824-го стропильные фермы были перестроены. Количество ферм увеличилось - с 30 до 45. Детали конструкции усовершенствованы. В августе 1824 года к кровле Манежа был пришит потолок. Чудо техники времен ампира - результат совместного действия многих архитекторов. Идеи А. Бетанкура и Л. Карбонье доводили до ума честные и скромные профессионалы, о которых история почти умалчивает: полковник Р.Р. Бауса, инженер-поручик Кашперов и другие.

Главный архитектор Комиссии для строений знаменитый московский зодчий Осип Бове в 1825 году отделал Манеж лепными и штукатурными украшениями. С 1831 года в Манеже регулярно проводились концерты, народные гулянья. После революции в Манеже был правительственный гараж, а во времена Никиты Хрущева (с 1957 года) в здании открылся Центральный выставочный зал.

Интересный факт рассказал кандидат архитектуры Сергей Петров, много лет исследовавший конструкцию Манежа в должности начальника Главного управления охраны памятников СССР. Оказывается, чтобы сохранить деревянные конструкции, во времена Бове весь чердак был засыпан махоркой. На полметра. Всевозможные грызуны, насекомые не любят этот запах. Несмотря на то что саму махорку выкурили в войну 1941-1945 гг., все конструкции еще в семидесятые годы XX века были как новенькие. Но и тогда на чердаке еще стоял густой запах табака.

В советское время Манеж приобрел совсем другие функции. Долгое время он являлся главным выставочным центром страны. Именно здесь Никита Хрущев обозвал художников-авангардистов "пидарасами", положив начало развитию российского неофициального искусства. Вплоть до прошедшего воскресенья и масштабные выставки проводились именно здесь: Арт-Манеж и Арт-Салон, открытие и закрытие фото- и кинофестивалей, итоговые монографические выставки художников.


  Архив
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31  

Августин де Бетанкур:
автор первой крыши Манежа

Осип Бове:
главный архитектор Москвы

Почему сгорел Манеж:
и кому это выгодно

Планы реконстукции Манежа:
подземные гаражи и ресторан

= Исторические чтения =
Срыв переворота

Форум Темы дня
Пишите Теме дня
Галерея карикатур