Тема дня
 25 августа 2003 г.
Совместно с NEWSru.com
Справка
История вертолета Ми-8:
их очень много везде

Разработка вертолёта В-8 (Ми-8) с газотурбинными двигателями началась в мае 1960 года. Вертолёт разрабатывался одновременно в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т.

Первый опытный В-8 с одним двигателем АИ-24В и четырёхлопастным винтом от Ми-4 впервые поднялся в воздух в 24 июня 1961 года (лётчик-испытатель Б.В.Земсков). 2 августа 1962 года лётчик-испытатель Н.В.Лёшин оторвал от земли прототип В-8А с двумя ТВ2-117 и пятилопастным винтом, а 17 сентября состоялся его первый свободный полёт.

В мае 1964 г. была завершена сборка нового пассажирского В-8АП в варианте правительственного салона.

С 1965 года вертолеты Ми-8 почти ежегодно принимали участие во всех крупных международных авиасалонах и выставках, достойно представляя отечественную авиационную промышленность в разных частях земного шара.

Серийное производство Ми-8 началось в марте 1965 года на авиазаводе ?387 в Казани. Уже в конце года из сборочного цеха вышли первые серийные образцы. К 1969 году Ми-8 полностью заменил на сборочной линии Ми-4. В 1970 году к его производству приступил и Улан-Удинский завод.

В 1962-1991 годах на двух заводах изготовлено около 5200 вертолётов (3700 - в Улан-Удэ) Ми-8. Из них около 2800 поставлено на экспорт в 40 стран мира. Половина выпущенных вертолётов и сейчас находится в эксплуатации. В 1964-1967 годах на Ми-8 установлено 7 международных рекордов (большинство женскими экипажами).

Советские Вооруженные Силы начали эксплуатацию Ми-8 с 1965 г. Классифицированные как легкие транспортные, они поступили в отдельные вертолетные полки и эскадрильи ВВС и Ракетных войск. Немного позже Ми-8 стали поставляться в ВМФ, различные силовые структуры и правительственные службы. Помимо боевых действий десантно-транспортные Ми-8 широко ис пользуются для решения ряда других задач, таких как поиск и спасение терпящих бедствие, срочная доставка грузов и эвакуация больных, патрулирование границ и т.п.

Утверждается, что в истории мирового вертолетостроения по общему числу выпущенных машин - свыше 11 тыс. (примерно 7300 в Казани и 3800 в Улан-Удэ) - вертолет Ми-8 не имеет аналогов среди аппаратов своего класса.

Так, концерн "Сикорски" со своими многочисленными дочерними предприятиями построил полторы тысячи вертолетов S-61 "Си Кинг" и свыше двух тысяч S-70. "Боинг" совместно с японскими компаниями выпустил только 740 вертолетов V-107 "Си Найт".

По количеству изготовленных машин Ми-8 уступают только легким (максимальная взлетная масса- 5,5 т, масса конструкции - 2,75 т) американским вертолетам типа Белл 204/205/212, которых было построено около 14 тыс., но по суммарной массе конструкции (произведение массы конструкции на число построенных машин), а также суммарной полезной нагрузке программа Ми-8 превосходит все известные в истории мирового вертолетостроения. Это же можно сказать и о степени распространения Ми-8 в мире.

Зарубежные заказы стали поступать сразу же после первого показа в 1965 г. на салоне в Ле-Бурже. Внешнеторговые службы СССР заключили первый контракт на поставку Ми-8 с фирмой из Нидерландов. Впоследствии голландцы перепоставили вертолет в США, где он эксплуатировался авиакомпанией "Петролеум Геликоптере". Через пятнадцать лет Ми-8 эксплуатировались уже более чем в полусотне стран мира, в том числе в Алжире, Анголе, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Вьетнаме, Венгрии, ГДР, Египте, Индии, Ираке, Китае, Пакистане, Перу, Польше, Румынии, Северном Йемене, Северной Корее, Сирии, Судане, Финляндии, Чехословакии, Эфиопии и Японии.

Гражданские модификации вертолёта:

  • В-8А - второй прототип. Отличался двумя двигателями и пятилопастным винтом.
  • В-8АП - четвёртый прототип. Изготовлен в 1964 году в варианте правительственного салона. В 1965 году переоборудован в пассажирский вариант.
  • Ми-8АПС, Ми-8АП-2, Ми-8АП-4 - варианты повышенной комфортности ("салоны"). Отличаются двигателем. ТВ2-117АГ. Выпускаются в Улан-Удэ.
  • Ми-8М - модернизированный на 40 пассажирских мест (проект). Отличался удлинённым фюзеляжем и двигателями ТВ3-117. Разрабатывался в 1964-1971 годах.
  • Ми-8ПА - с форсированными двигателями ТВ2-117Ф (1700 л.с.). Сертифицирован в Японии в 1980 году.
  • Ми-8ПС - "салон" на 7, 9 или 11 пассажиров (соответственно Ми-8ПС-7, Ми-8ПС-9, Ми-8ПС-11).
  • Ми-8С (второй с таким обозначением) - "салон" на базе Ми-8Т. Разработан в 1969 году.
Основные военные модификации:
  • Транспортно-боевые вертолеты - Ми-8ТВ, МИ-8ППВ, МИ-8БВ, Ми-8МТВО и др. Десантно-штурмовой вариант и вариант вертолета огневой поддержки предусматриваются при создании всех новейших модификаций Ми-8МТВ (Ми-17-1В). В настоящее время улан-удэнские вертолето-строители предлагают на внешний рынок свою новую штурмовую модификацию Ми-8АМТШ с вооружением, включающим противотанковые ракеты комплекса "Штурм" и ракеты класса воздух-воздух "Игла".
  • Вертолетные воздушные командные пункты - Ми-8ВКП
  • Вертолеты радиоэлектронной борьбы. Первая модификация Ми-8СМВ, модернизированный Ми-8МТ послужил в 80-е гг. базой для создания большой гаммы вертолетов - постановщиков помех: Ми-вМТИ (Ми-13), Ми-8МТП, Ми-8МТПБ, МИ-8МТПИ, Ми-8МТПШ, Ми-8МТД, МИ-8МТС, МИ-8МТР1, МИ-8МТР2, Ми-8МТУ, МИ-8МТШ1, Ми-8МТШ2, Ми-8МТШЗ, Ми-8МТЯ, Ми-8МТ-1С и др. За рубеж поставлялись соответствующие им варианты Ми-17ПИ, Ми-17П, Ми-17ПГ и т.д.
  • Медицинские вертолеты

  Архив
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Ссылки
Многоцелевые вертолеты
С. Шойгу о расследовании катастрофы на Камчатке

Камчатcкая трагедия:
первые результаты

Гибель красноярского губернатора:
что установлено, а что - нет

Другие катастрофы "воздушного извозчика":
за последние пять лет

Что такое вертолет:
и почему он летает

= Исторические чтения =
Будущее еврейское царство

Смотрите также
Форум Темы дня
Пишите Теме дня
Галерея карикатур