Тема дня
 28 июня 2004 г.
Совместно с NEWSru.com
Справка
Сбывшиеся и несбывшиеся прогнозы:
на что расчитывали американцы перед операцией

По материалам агентства Washington ProFile




Пентагон, который планировал вторжение в Ирак, предположил, что организованное сопротивление войск Саддама Хусейна возможно сломить за три недели. Прогноз полностью сбылся. Однако дальнейшее развитие ситуации пошло не по сценарию США. Как оказалось, группировка США оказалась неподготовленной к внезапно начавшейся городской войне - тяжелая техника, находившаяся на вооружении Корпуса морской пехоты, была практически полностью выведена из Ирака после окончания активной фазы боевых действий. Негативную роль также сыграло и сокращение численности военной группировки США.

Ранее Пентагон предполагал, что для поддержания стабильности в Ираке потребуется 70 тыс. военнослужащих коалиции - ныне их вдвое больше. Когда масштабы партизанской войны внезапно выросли, выяснилось, что в Ирак срочно требуется перебрасывать значительные подкрепления. Также неверными оказались прогнозы о количестве средств, требующихся для восстановления иракской экономики и поддержания стабильности в стране.

Генерал Энтони Зинни, в прошлом глава Центрального Командования Вооруженных Сил США\CENTCOM (эта структура, в том числе, отвечает и за ситуацию в Персидском заливе), спецпредставитель президента США на Ближнем Востоке, считает, что администрация Джорджа Буша совершила в Ираке ряд грубейших просчетов. Выступая в Центре Оборонной Информации, Зинни заявил, что Администрация Буша недооценила эффективность политики сдерживания, которая ранее проводилась в отношении Ирака.

Она, в частности, включала ограничения в области оснащения иракской армии, контроль за внешней торговлей Ирака, контроль над значительной частью его воздушного пространства, инспекции ООН и т.д. Отсутствие иракских арсеналов оружия массового поражения показало, что политика сдерживания успешно работала. При этом, эту политику реализовывали 23 тыс. американских военнослужащих, на содержание которых уходило $300-500 млн. ежегодно. Этого хватало, чтобы предотвратить новые акты агрессии со стороны режима Саддама Хусейна. При этом, США пользовались поддержкой международного сообщества, в том числе и арабских государств, которые по просьбе США активно принимали участие в проведении миротворческих операций в регионе. После начала второй иракской войны эта неформальная коалиция фактически прекратила свое существование, а мирный процесс на Ближнем Востоке оказался под угрозой. Зинни считает, что администрация США использовала недостоверные аргументы, для того чтобы получить поддержку американского народа и международного сообщества. Саддам Хусейн не представлял очевидной угрозы для США - ныне это очевидно. США не смогли интернационализировать этот конфликт.

В 1991 году ООН удалось очень быстро создать международную коалицию, войска которой освободили Кувейт. Аналогичные методы успешно были применены во многих иных ситуациях: применение военной силы было легитимизировано соответствующими резолюциями ООН. Однако в 2003 году США действовали без поддержки ООН.

Зинни считает также, что США недооценили сложность задачи, которую им предстояло решать. Причиной этого, в том числе, стало и то, что США слишком доверяли информации, которую им предоставляли иракские эмигранты, которые, в частности, утверждали, что весь иракский народ с радостью встретит американские войска. Зинни также утверждает, что у США отсутствовали детальные планы политического, экономического и социального восстановления Ирака. Зинни сообщил, что в эпоху его руководства Центральным Командованием, военные США пришли к выводу, что для успешного восстановления Ирака требуется 18 групп высококлассных специалистов - по одной на каждую провинцию этой страны.

Ныне численность американской администрации, управляющей всем Ираком, равна предположительной численности одной из этих 18-ти групп. США также подвело отсутствие организованности, одним из проявлений которой стала внезапная замена первого главы временной администрации Ирака Джея Гарнера на Пола Бремера. По мнению Зинни, временная администрация Ирака просто недостаточно понимает всей сложности стоящей перед ней задач и поэтому принимает поверхностные решения. Зинни также считает, что до сих пор нет ответов на важнейшие для Ирака вопросы. Например, каков будет статус национальных и этнических меньшинств? Будет ли Ирак федерацией или конфедерацией?

Зинни считает ошибочной политику массового изгнания бывших членов правящей партии БААС из органов власти и силовых структур Ирака. По его мнению, подавляющее большинство этих людей не имело крови на руках - они были такими же жертвами режима как и остальные иракцы, поскольку в саддамовском Ираке невозможно было заниматься бизнесом и получить хорошую работу, не будучи членом БААС. Зинни сравнил иракских баасистов с советскими коммунистами.

По мнению Зинни, чтобы исправить ситуацию США должны начать более активно сотрудничать с ООН, чтобы ООН издала соответствующую резолюцию, которая позволит другим государствам принять участие в восстановлении Ирака. В Ираке отсутствуют полноценные политические партии, нет традиции честных выборов, нет опыта образования электората - без поддержки ООН серьезный прогресс в этой сфере не может быть достигнут.

Первостепенной задачей остается привлечение иностранных инвестиций в Ирак, которые могут решить проблему занятости в стране. Зинни привел один пример: тяжелыми грузовиками в Ираке управляют не местные водители, а иностранцы. Компании - контракторы Пентагона должны стремиться нанимать на работу местных жителей.

Но главным остается необходимость, чтобы США сели за стол переговоров со всеми государствами, заинтересованными в построении мирного и процветающего Ирака. Лишь коллективными усилиями международного сообщества ситуация в Ираке может быть изменена к лучшему. В частности, США также должны обратиться к государствам региона за помощью: наличие в составе американских частей советников из арабских армий позволит намного снизить уровень напряжения в отношениях между иракцами и американцами. Страны региона могут также обучать иракских военных, полицейских, таможенников, чиновников, а также обезопасить границы Ирака от проникновения иностранных исламистских инсургентов.

  Архив
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30  

Что будет теперь:
планы до 2006 года

Обстановка на улицах:
народ скупает продукты

Новая власть:
персональный состав

История иракской государственности:
с 1920 года до наших дней

Страна нефти и фиников:
по страницам энциклопедий

= Исторические чтения =
Убийство главы государства

Форум Темы дня
Пишите Теме дня
Галерея карикатур