Тема дня
 30 августа 2001 г.
Совместно с NEWSru.com
История школьных реформ:
от сословий к элите

Как развивалось образование в России? Какие системные преобразования в его многовековой истории именовались реформами?

Петр начал


До XVIII века образование в России было исключительно церковным и бесплатным, хотя пожертвования населения церкви, а также доходы церкви от использования труда принадлежащих ей крепостных были значительными и косвенно были платой за ее культурную роль.

Появление образования в современном его понимании ? это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне Петр I предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа.

Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков: России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях. Так, В 1701 году Петром I была утверждена в Москве "Школа математических и навигацких наук", навигаторские классы которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.

Профессиональная школа носила сословный характер, готовила к различным областям государственной службы. Петровское понимание назначения государственной службы было изложено в Табели о рангах: ?Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем, для знатной их породы или их отцов знатных чинов, в публичной ассамблеи, где двор находится, свободный доступ перед другими нижняго чина, и охотно желаем видеть, чтоб они от других всяких случаях по достоинству отличались; однакож мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат?.

Как складывалась система


Со времён Петра гражданская служба потребовала всё больших знаний в праве, экономике, политике, что требовало профессиональной подготовки.

Заслугой Петра I было создание сети светских и духовных школ, как в столице, так и в провинции, однако в систему они выстроились уже к концу XVIII столетия. Первый в истории государства школьный Устав был принят в 1766 году. Согласно этому Уставу были созданы Главные и Малые народные училища. Тогда же появились первые два университета ? в Москве и Санкт-Петербурге.

Следующий этап в развитии системы просвещения в России начался с нового школьного Устава, который был принят в 1804 году. На его основе стали создаваться гимназии, уездные и приходские училища. Правда первые гимназии в России были открыты еще в XVIII веке и главная цель их состояла в подготовке будущих студентов университета.

В 1802-1804 годах были образованы учебные округа во главе с попечителями. На губернские и уездные города возлагалась обязанность содержать гимназии. В эти же годы были основаны и два новых университета - Казанский и Дерптский (Тартуский). Наконец, в 1811 году было образовано учебное заведение, предназначением которого было воспитание будущей элиты, - Царскосельский лицей.

От сложной сословной к простой эгалитарной


Система школьного образования России много времени была до крайности сложной и запутанной. Начальная школа включала в себя одноклассные начальные училища с трех- или четырехлетним курсом обучения, двухклассные начальные училища с пятилетним (иногда шестилетним) сроком обучения, четырехклассные высшие начальные училища. Разнообразными были и школы повышенного типа: высшие начальные училища, мужские и женские прогимназии, духовные училища, торговые школы и т.д.

Средняя школа включала в себя мужские (8 лет) и женские (6-7 лет) гимназии, реальные (6-7 лет) и коммерческие (7-8 лет) училища. Для детей дворянства имелись лицеи, училища правоведения, пажеский корпус, кадетские корпуса, институты благородных девиц.

Духовенство обучало своих детей в основном в духовных и епархиальных училищах, духовных семинариях.

Самая радикальная реформа


Наиболее радикальной из всех предреволюционных реформ образования была проведена в 70-е годы ХIХ века. Ее главной целью было постепенное движение к установлению всеобщей грамотности. По всей стране была создана сеть начального образования: сельские одноклассные и двухклассные школы Министерства народного просвещения и такие же школы, подведомственные Святейшему Синоду.

В одноклассной школе в течение трех лет учили русскому языку, чистописанию, закону Божию, арифметике, а в двухклассной учились четыре года и помимо перечисленного выше должны были успеть усвоить немного церковного пения, истории, географии, естествоведения и даже черчения.

В городах основным типом учебных заведений стали трехклассные начальные училища с шестилетним сроком обучения. За это время школяры должны были освоить то же, что и их деревенские сверстники, а также начала геометрии и церковнославянский язык.

Основой среднего образования были мужские и женские гимназии с 8-ми и 7-ми летним сроком обучения. В них изучали преимущественно гуманитарные дисциплины и иностранные языки, в том числе латынь и древнегреческий. Кроме того, при женских гимназиях могли организовывать одно-двухгодичные дополнительные педагогические классы.

Существовали также реальные училища, в которых делался упор на обучение физике, химии и черчению. В последнем классе шла уже специализированная подготовка для поступления в технологические и инженерные вузы.

Наконец, для детей, неспособных освоить программу классической гимназии, существовали прогимназии с сокращенным до 4-6 лет сроком обучения и облегченной программой по ряду предметов.

Интересно, что если выпускник гимназии имел право поступать в технический вуз, то "реалист" получал возможность держать экзамены в университет только с разрешения министра или товарища (заместителя) министра народного просвещения.

Была ли Россия неграмотной


По данным переписи населения 1897 года, в Европейской России лишь 23 процента жителей были грамотными. Однако этот процент непрерывно возрастал: на 1 января 1914 года в начальных школах обучалось более 7 миллионов детей - примерно половина всех девочек и мальчиков в возрасте от 8 до 12 лет.

В 1911 году Государственная Дума одобрила закон о переходе к всеобщему начальному 2-3-х летнему обучению, который был осуществлен только после окончания Гражданской войны. Если бы не Первая мировая война, то вполне возможно, что это произошло бы намного раньше, тем более что в 1907-1913 годах ассигнования на все образования выросли в 2,5 раза, а на начальное - в 4 раза.

В эти годы значительно расширилась сеть начальных школ, резко выросло число учительских институтов, готовивших преподавателей для них.

Крах и возрождение имперской школы


Главный смысл реорганизации системы образования в первые годы советской власти был в нивелировании среднего и неполного среднего образования - гимназии и реальные училища с 7-8-летним циклом обучения и прогимназии и высшие начальные училища с 4-5 летним были уравнены в правах и названы советскими трудовыми школами.

При этом произошел массовый отток педагогов из школ, усугубившийся из-за усилий государства руководства ликвидировать безграмотность у взрослого населения страны.

В середине 30-х годов средняя школа претерпела новые изменения. Обучение в ней было разделено на три ступени: начальную (1-4 классы), неполную среднюю (5-7) и среднюю (8-10). В это же время (в 1934 году) в школу возвратили преподавание истории. Кроме того, накануне войны число средних школ в сельской местности и малых городах несколько сократилось, а многих выпускников семилеток в принудительном порядке отправляли в школы фабрично-заводского обучения.

Возвращение к имперским традициям в период Великой Отечественной войны ознаменовалось восстановлением в 1943 году отмененного после революции раздельного обучения мальчиков и девочек. Кроме того, для укрепления дисциплины в школах была введена форма, напоминающая дореволюционную гимназическую и студенческую.

Путь ко всеобщему среднему


Раздельное обучение было отменено вскоре после смерти Сталина. Тогда же было принято решение о переходе на всеобщее семилетнее образование. На ХХII съезде КПСС в октябре 1961 года было заявлено о скором переходе на всеобщее 10-летнее обучение, однако осуществления этой задачи введения пришлось ждать до середины 70-х годов.

При этом в начале 60-х годов было введено даже 11-летнее обучение в средней школе, но вскоре средняя школа возвратилась к привычной десятилетке. Кроме того, реформы 60-70-х годов коснулись сроков обучения на разных его ступенях: пребывание в начальной школе сократилось до 3 лет, а в средней до 2, увеличив до 5 лет обучение на промежуточном этапе.

Наконец, в 70-е годы к 10-летнему пребыванию в средней школе приравняли сумму 8-летки и трехгодичного обучения сначала в техникуме, а затем и в ПТУ или выпускники которых получали формально равные со школьниками права поступления в высшие учебные заведения.

Смена содержания сопровождалась и новациями в форме: сначала столичные, а затем и остальные мальчики в середине с 1975 года поменяли прежнюю серую форму на темно-синюю, а в 1983-1984 годах такой же подарок - синий костюм-тройку вместо прежних платьев мрачной черно-коричневой гаммы с фартуком - девушки-старшеклассницы.

На рубеже 80-90-х годов обучение в средней школе вновь продлено до 11 лет, на этот раз за счет до увеличения до 4 лет времени постижения самых простых предметов. В ходе этой реформы были введены ежегодные экзамены в неполной средней школе, а в последние годы старшеклассники получили возможность выбора части выпускных экзаменов.

После СССР


Принятый в 1992 г. закон "Об образовании" разрешил создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок их лицензирования и государственной аккредитации. Тогда же была отменена обязательная школьная форма и начали появляться негосударственные образовательные учерждения.

В отличие от промышленности, строительства и т.п., негосударственный сектор в образовании возник не путем приватизации государственных образовательных учреждений, а посредством создания новых средних и высших учебных заведений, дополнявших а не замещавших государственные школы и вузы.

Результатом прошедших дискуссий стало принятие Государственной думой уже в начале 1995 г. закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию". Закон предусматривал введение запрета на приватизацию в ближайшие три года всех типов образовательных учреждений, включая и объекты их производственной и социальной инфраструктуры.

На этот же срок запрещалось изменение состава учредителей образовательных учреждений и передача их субъектам Российской Федерации.

Что называют реформами


В истории России было немало школьных реформ, равно как и контрреформ. Однако, большей частью они не затрагивали коренных основ образования, фундамента школьного дела. Они шли преимущественно в рамках существовавшей образовательной системы, сводились к частным ее усовершенствованиям.

Наиболее ярко выделяются три крупные, фундаментальные реформы, которые коренным образом меняли облик школы, ее цели и ценности, содержание образования, весь внутренний строй образовательной системы.

Даты этих реформ ? 1804 год ("дней Александровых прекрасные начало"), 1864 год ? "эпоха великих реформ", 1918 год ? заря надежд "социалистического Возрождения".

Каждая из этих реформ, опираясь на основополагающие идеи своего времени, создавала новую концепцию, более того ? новую парадигму образования, выстраивала целостную модель новой образовательной системы

Таким образом, нынешняя реформа образования, отсчитываемая с 1992 года, когда был принят федеральный Закон "Об образовании", и получившная новый толчок в 1999-2000 годах, может считаться четвертой.


Архив
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Сколько бюджет дает школе:
и как выбить больше
Наша учебная доктрина:
долой беспризорников
План рыночника Грефа:
шоковая терапия в школе
План Сергея Катанандова:
возродить и усилить
Проблемы трудоустройства:
сколько детей работает
Чего хочет народ:
неожиданные результаты
Число яслей, школ и ВУЗов:
сколько этого добра
Что будет прямо сейчас:
отменят стипендии
Галерея карикатур