Тема дня
 30 августа 2001 г.
Совместно с NEWSru.com
Справка
План рыночника Грефа:
шоковая терапия в школе

На август 2001 года в России есть два основных плана реформы образования. Ниже излагается так называемый "план Грефа".

В июле 2000 года председатель правительства РФ одобрил план первоочередных действий, а также долгосрочную программу, представленные Центром стратегических разработок Г.О. Грефа. Подход Грефа и его соратников лег в основу Национальной доктрины образования, утвержденной правительством.

Однако параллельно ведется работа в этом направлении специальной рабочей комиссией Государственного Совета во главе с С. Катанандовым.

Образование по Грефу


Конечной целью образовательных реформ по версии Центра стратегических разработок провозглашен свободный рынок образовательных услуг.

Декларируется основная цель грядущей реформы - повышение эффективности системы образования. Под эффективностью понимается некий интегральный показатель из экономической эффективности (снижение издержек и повышение рыночного качества услуг) и социальной справедливости (равный доступ для всех слоев населения).

Критики такого подхода напоминают, что эти показатели прямо противоположны: чем более свободен рынок от государственного регулирования, тем более экономически эффективно использование ограниченных ресурсов, тем больше неравенства.

Неравенство становится результатом различий в способностях, знаниях, информации и капитале, которыми обладают люди.

Таким образом, "шоковая терапия" в образовании могла бы привести ко множеству непредвиденных как желательных, так и не желательных последствий. Отказываясь идти на риск, правительство избрало вариант постепенных изменений в правилах игры.

Что именно они хотят


Подробнее предложенные правительством меры по повышению эффективности системы образования в России выглядят следующим образом:

1. В период 2001-2005 годов намечается осуществлять инвестиции по следующим направлениям:

- увеличение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование высококвалифицированные кадры;

- формирование современной информационной базы образования и учебных технологий открытого образования. До 2004 года будет завершена полная компьютеризация и включение в глобальные информационные сети всех организаций профессионального образования и 70% городских школ;

- структурные реформы системы образования, в том числе по реструктуризации сельской школы и развитию системы начального профессионального образования.

2. В период 2000-2004 годов предполагается осуществление следующих мер:

- полная реализация принципа академической и экономической самостоятельности учебных заведений. Развитие контрактных форм отношений с государством и частными заказчиками, причем заказ поступает на основе конкурсных процедур государственных закупок или непосредственно от рынка. Правовой статус государственных учреждений будет изменен на единый статус "учебного заведения";

- формирование системы попечительских советов (образовательных организаций и т. п.), что будет способствовать притоку в образовательные организации дополнительных ресурсов - финансовых, материальных, кадровых, их эффективному использованию, укрепит общественный контроль за деятельностью администрации образовательных организаций;

- государственная аккредитация и система контроля качества образования как основной инструмент государственного управления образованием. Основой будет являться централизованное тестирование и контроль качества обучения "на выходе". Система государственных стандартов будет ориентирована на сближение с наиболее эффективными международными образовательными стандартами;

- подушевое нормативное финансирование общеобразовательной школы по принципу "деньги следуют за учеником". Оно означает, что учебные заведения финансируются из бюджета пропорционально количеству учащихся в размерах, обеспечивающих предоставление образовательных услуг в объеме минимальных требований федерального образовательного стандарта. За его пределами школы предоставляют дополнительные образовательные услуги, оплачиваемые из региональных и местных бюджетов или из средств семей; - формирование эффективного налогового режима, привлекающего в образование средства семей и предприятий. Например, затраты на получение образования должны вычитаться из налогооблагаемой базы личных доходов семьи. Спонсорская помощь образовательным организациям не должна облагаться налогом на прибыль.

Итак, предлагаемая реформа создает лишь предпосылки для либерализации отрасли, ибо весьма крупные сферы государственного вмешательства предлагается сохранить: государственное финансирование школ, государственные стипендии, попытки плановым образом найти оптимальные размеры образовательных учреждений, государственные тестирование, лицензирование и аттестация.

  Архив
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Сколько бюджет дает школе:
и как выбить больше

История школьных реформ:
от сословий к элите

Наша учебная доктрина:
долой беспризорников

План Сергея Катанандова:
возродить и усилить

Проблемы трудоустройства:
сколько детей работает

Чего хочет народ:
неожиданные результаты

Число яслей, школ и ВУЗов:
сколько этого добра

Что будет прямо сейчас:
отменят стипендии

Форум Темы дня
Пишите Теме дня
Галерея карикатур